Шпионский детектив. Обзор настольной игры Венский связной

Обзор настольной игры Венский связной. Нет, не магазин.

Не очевидный шедевр — детектив со шпионским флёром в сеттинге времён холодной войны, Венский связной, внезапно, оказался на голову круче (субъективщина — именно для меня) прародителя. Поэтому, хочется пройтись по нему поподробнее.

Венский связной — настольный детектив от команды авторов издательства Portal Games под руководством Игнация Тшевичека, построенный на механиках другой их игры, про которую я когда-то даже писал — Детектив: Игра о современном расследовании

Из той игры в Венского связного перетекли правила зацепок, находящихся в колоде карт и Антарес. Правда, не в том виде, в котором можно было ожидать. Антарес, это база данных, в которую авторы засунули гору личных дел, допросов и прочей документации, которую можно запросить парой кликов. Под эту базу сделан отдельный сайт, который отвечает дополнительно ещё и за антураж.

В Венском связном сайт тоже задействован: на нём можно познакомиться с результатами прослушки (мы же шпионы) и фиксировать местные головоломки, которые, к сожалению, названы совсем не тематично — пазлами. А вот непосредственно Антарес, как база данных, переехал в толстую папку с документами. Даа, куча бумаг, часто под грифом «секретно». И нет, это не шаг назад. Просто соблюдаются основные требования атмосферы: в 1977 не то чтобы много интернета.

В коробке доморощенных детективов-шпионов ожидает 4 дела, существующих отдельно, но связанных одной сквозной линией — уже знакомый подход к кампании. Внутри дела, т.е. партии отличий чуть больше. Как было раньше: у игроков было мини-поле, отражавшее город, и они могли по зацепкам ехать в пригород, полицию, суд или к себе в штаб-квартиру, тратили за это время + тратили время, прописанное на картах. Здесь механика времени чуть переобулась и стала отображать заметность. Заметность работы команды более тематична в реалиях тех годов — каждая разведслужба следила друг за другом и подозревала всех и вся. 

Мини-поле стало листом миссии. Поле для движений (если его можно так назвать) поделилось теперь на зоны влияния НАТО, нейтральные и зоны влияния Варшавского договора. Ну и, так как мы представляем в игре американцев, то в синие (НАТО) зоны мы можем ходить спокойно, а вот в красные — крайне редко и с предостережением. «Ходить в зоны» — значит переходить по зацепкам с карт, которые помимо того, что мы найдём там, указывают ещё и то, в какой зоне мы должны это искать. Продвигаясь по расследованию, мы становимся более заметными, что отмечаем на листе миссии, ставя галочки напротив соответствующей зоны. Если в зоне не осталось пустых мест для галочек — зацепки этой зоны становятся недоступны. Ну, почти. 

Есть ещё места для галочек в отдельной зоне, названой как «человек в чёрном». Это как-бы джокер, но с нюансом — если свободных мест под галочки у него нет, то миссия тут же заканчивается, что бы не было со свободными местами в других зонах. Поэтому пользоваться им надо либо в самый последний момент, либо когда сильно приспичит. Загвоздка в том, что некоторые карты тратят больше единицы заметности, это неожиданно и не очень-то приятно.

Казалось бы, механически отличий в механиках заметности и времени почти нет. Но тех мизерных изменений хватает, чтобы здесь соблюдалась шпионская атмосфера и сохранялась дилемма выбора, по какой зацепке идти дальше. Вообще, кажется, в Венском связном эта дилемма стала ещё острее.

Не маловажным нововведением являются те самые пазлы, название которых здесь ни к селу, ни к городу. Нет, это не те знакомые вам пазлы, которые надо собирать из разных квадратных кусочков. Это буквенно-цифровой код, который игроки собирают в течении миссии. Есть те, которые надо собирать на протяжении всех миссий. Когда мы продвигаемся по сюжету истории в правильном направлении, мы получаем кусочки этого кода — небольшое количество цифр и букв, которые вбиваем и сохраняем на сайте. Когда они собраны — мы точно получаем уникальную деталь в концовке миссии. По своей сути, задача собирать эти коды является равноценной выполнению основной миссии. Из букв мы собираем некоторое слово, которое в конце концов можно и отгадать, имея просто несколько букв. Этот момент, кстати, очень позитивно воспринимается в процессе игры, хоть и является куском Поля чудес, только без Якубовича. С цифрами так не сработает, их набор достаточно случаен, и намёка на какую-то логику не имеет. Приходится искать каждую. 

Пара абзацев по сюжету (с минимальными спойлерами)

Ну и, что не маловажно для детективной игры, это сюжет. Помните, в базовом детективе мы литрами потребляли кофе? С такой же регулярностью в Венском связном курят. Ещё одно забавное повторение, это мужчины пятидесяти лет, устроившиеся/переехавшие 4 года назад. Не знаю сакрального смысла этих повторений, но иногда так и хочется сделать фейспалм. 

Но, однако, сигареты и пятидесятилетние мужики не помешали получить удовольствие от прохождения самих дел. Они здесь завёрнуты не совсем обычным путём, по результату расследования мы не арестовываем/ находим убийцу или делаем что-то в этом духе. Мы — не полицейские, поэтому таких полномочий у нас нет. Наша задача всего лишь дать рекомендации, что следует делать местным властям, при этом выбирать приходится из не самых лёгких вариантов. 

Пример: расследуя убийство мы понимаем, кто это сделал и зачем. Шпион-противник сделал своё дело и свалил. А в конце игры среди рекомендаций видим вариант — арестовать этого шпиона-противника. Казалось бы, чего тут думать? Но мы же знаем, что он свалил. И не знаем, вернётся ли он ещё. И рекомендация тратить силы на человека, которого уже не поймать, становится не такой однозначной. Может посоветовать что-то более полезное? Дилемма не стояла бы, если можно было бы выбрать любое количество вариантов, а тут у нас всего два пункта, чуть ли не из десяти. Сиди, выбирай. 

Возвращаемся без спойлеров, к впечатлениям

По итогу двух игровых сессий (мы за раз проходили по два дела), я могу сказать, что эта игра получилась более слаженной. Но, не без греха. Финальное дело, связывающее всё в одну историю, оказалось несколько странным из-за одного лишнего элемента. Как результат — мы его хоть и прошли, но были не на столько довольны впечатлениями, как от предыдущих трёх миссий.

Шпионско-детективная тематика может оттолкнуть тех, кто не хочет представлять Советский союз в негативном цвете, но я бы рекомендовал не заострять на этом внимания. Холодная война здесь играет на руку, и все разведки не представлены однозначно плохими или хорошими. Просто у каждой стороны были свои интересы.

Игроков окунают в эту тему различными возможными способами. В базу данных часто можно получить доступ, только расшифровав послание (с помощью ключа) или разгадав математический кода на карте зацепки. Процесс этого разгадывания не превращается в головоломку, но даёт ощущение работы дешифровщика. Не настоящего, иначе над каждым кодом мы бы пыхтели куда больше, но достаточного, чтобы этот эрзац был принят приятно.

После игры даже хотелось познакомиться с теми произведениями, которые были взяты за основу сценария, они перечислены в конце книги правил. Но с куда большим удовольствием я бы сыграл во второй сезон, и надеюсь авторы такой сделают.

Венский связной я порекомендую всем любителям детективных игр, их ждут не только интересная история, но и не самый обычный подход к расследованию. 

8 Бондов из 10 этому господину!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: