Красный свет — хода нет. Обзор игры Паровозы и семафоры

Обзор игры Паровозы и семафоры.

Семейные кооперативы — не частый гость на нашем настольном столе. А ведь именно такой игрой является «Паровозы и семафоры». В ней мы занимаемся оптимизацией движения поездов по путям, так чтобы они успели привезти все товары к точке назначения, при этом, не врезавшись друг в друга. Задачка хоть и математическая, но с достаточной долей случайности, чтобы не быть совсем просчитываемой.

Автор игры «Паровозы и семафоры» Дэвид Томпсон более известен по играм другой направленности — «Дом Павлова», «Сундук Войны», «Неустрашимые», всё это больше про прямые столкновения. А тут же нас ждёт лёгкий кооператив, в котором мы даже с игрой не воюем, а скорее бежим наперегонки.

В этой игре мы совместно должны довезти товары из городов до точек их дальнейшей отправки. Абстрактные товары представлены просто кубиками четырёх цветов и не имеют никаких особенностей.

За тем, успеваем ли мы справиться с задачей, следит колода транспортных инструкций. На партию мы берём 15 + 1 стартовую инструкцию. Инструкции открываются в начале хода каждого игрока, и если они закончатся, а доставлены не все товары, значит игроки проиграли. 16 ходов — это не так уж и много, тем более нет зависимости от того, сколько игроков за столом.

Инструкции — важный инструмент, который срабатывает в обязательном порядке, и может пойти как на пользу, так и во вред игрокам. Естественно, необходимо стремиться к тому, чтобы эти карточки сработали полностью как надо. Что может пойти не так?

Вспоминаем про название игры. Семафоры — вот один из условных наших противников. То и дело на пути у паровозов встречаются красные сигналы семафора, которые стопорят движение. Одно из основных действий игроков — переключение, точнее переставление жетона с одной точки на путях, на другое.

Не уверен, что в жизни работает также, но одновременно на поле зелёным горит всегда одинаковое количество семафоров, так что переставляя жетон мы обязательно где-то в новом месте включаем, а где-то выключаем. Естественно, игра устроена так, что зелёных сигналов не хватает на всех, приходится оптимизировать движение поездов, иногда намеренно тормозя их.

Второй противник — стрелки на железнодорожных путях. Паровозы едут только по открытым путям, но иногда стрелки ведут нас совсем не туда, куда хотелось бы. Соответственно, настолько же важной задачей является перевод стрелок. Они встречаются на каждом перекрёстке, пути же устроены так, что вечного открытия в одном направлении игрокам точно недостаточно.

Третий противник — скорость самих паровозов. В игре есть три вида паровозов, которые отличаются по скорости. Серые медленные, проезжают максимум три пути за раз, коричневые средние, а чёрные самые быстрые, у них минимальный шаг два пути, а максимальный — пять. Когда путь открыт в нужном направлении и семафоры горят зелёным — всё просто замечательно. Но так бывает далеко не всегда. И да, здесь то мы понимаем, что игра на самом деле является хардкорным вариантом «кинь-двинь».

Эти три фактора работают так же слаженно, как лебедь, рак и щука в знаменитой басне. Потеря единиц движения в пробке или перед красным семафором чревата потерей жетонов времени. Если кончатся все, игроки теряют одну транспортную инструкцию, а вместе с ней и такой ценный ход.

Вот так каждый в свой ход и превращается в диспетчера — переводят стрелки, двигают поезда, меняют сигналы. И всё это с достаточно лаконичной и приземлённой целью доставить все товары из городов в порт. Игровое поле здесь двустороннее, на стороне Европы порт один, а на стороне Америки — два, у Атлантического и Тихого океанов.

Два порта — это уже чуть более сложная головоломка, в рамках которой приходится ещё больше оптимизировать открытые и закрытые пути. Тут можно и друг в друга паровозы вписать (в Европе тоже можно, но там вероятность такой ситуации меньше), за что тоже тратятся жетоны времени, ещё и паровоз уходит в депо.

С ними кстати тоже необходимо быть осторожными — игроки своими действиями ни как не могут выставить паровоз на поле, на это способны только транспортные инструкции. В какой-то момент можно понять, что товар просто некому везти. Хотя, партия может сложиться и наоборот, по материку будут кататься все поезда, что тоже не хорошо.

Вообще, «Паровозы и семафоры» про оптимизацию. Игроки действуют сообща, они все видят общую картину и могут рекомендовать друг другу то, что стоит делать. Свершению необходимых действий может помешать рандом, ведь в руку приходят случайные карты действий. Благо их вида всего три, да и есть правило «рокировки», когда за две любых карты можно выполнить действие, которое хочешь. Кроме того, «на чёрный день» есть по три помощника на каждую сторону поля, позволяющие сделать что-то уникальное, чаще всего, во избежание беды.

Из-за того, что у игроков нет ограничения на обмен информации или привязанности к конкретным поездам, хорошим решением будет играть в компании равных игроков. Решать головоломку в равных условиях будет очень даже интересно. По этой же причине, не вижу варианта, почему нельзя играть в эту игру соло, хотя на коробке и написано ограничение в «2–4 игрока». И наоборот, ничего не мешает играть большим составом, правда, в данном варианте, ходов у каждого игрока будет ещё меньше.

В первой партии мы разбирались, как работает местная система, поэтому проиграли, но тут же раскинули вторую партию и справились с задачей уже за 12 карт. Затем, на карте Америки мы тоже достаточно легко выполнили задачу, и я подумал, что как-то всё легко… Но потом, сели играть с другими ребятами (не новичками!), и опять продули, совсем в прах. Да, игра может предоставить сложные ситуации, из которых приходится выкарабкиваться. Например, из депо поезда выбираются в одну из 11 точек, которые определяются броском 2 кубиков d6. Понятное дело, что куда чаще активируется семёрка, чем крайние значения. И очень печально, если сперва в семёрке выйдет неторопливый серый, а следующим ходом — чёрный.

Похоже, что в «Паровозы и семафоры» хорошо играть в семейном кругу с детьми школьного возраста. Сложность у игры, всё-таки, не такая высокая, а выполнять действия по правилам (без далёкого планирования) моя дочка сможет уже сейчас. Однако, она может страдать болезнью «альфа-игрока», когда один более опытный игрок будет вести всех остальных за своим мнением. Тут важно понимать, что совместно найти оптимальное решение легче, а здесь всегда имеется пара-тройка вариантов, того, каким поездом лучше ехать.

Игра хорошая. Она не претендует на ВАУ, но хорошо справляется с задачей занять час игрового времени на игротеке. Это больше, чем быстрый филлер, но и весь вечер она не займёт. Крепкие 7 паровозов из 10 семафоров.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: