Настольная игра марафона-2021

Лениво закрываем 2021 год, ещё и с опозданием.

Этот год был какой-то ленивый. Я перестал вести статистику, а в начале года и отчёты чуть не бросил. Баланс перенёс внимание с написание статей о играх на их разработку.

В прошлом году я принимал челлендж в группе ИвН, и после того, как он кончился, я будто выдохся. Но со временем, вновь вошёл в русло, и, соскучившись, вернулся к Марафонам, делая их через более частые интервалы.

Кампания года

В 2021 году было очень много кампаний. Властелин колец, Осквернённый Грааль, Bloodborne, нулевая Пандемия. Причём кампании были даже в совершенно неожиданных играх. Ну, сами посудите, кампания в Мой город — это очень необычный элемент, ещё и приправленный легаси.

Но кампанией года я считаю другую легаси-игру, которая по своему отличилась. Дилемма короля, эдакий учебник истории выдуманного государства, где игроки пишут события сами. В этой игре очень ярко отражены дебаты, которые осознанно подключают в игру манипулирование решениями и приёмы НАД столом. Эдакая переобдуманная версия проблемы вагонетки, перенесённая в масштабы целой страны, в которой сталкиваются интересы игрока и его этические шаблоны. Дилемма здесь — не пустое слово, и именно за неё я отмечаю эту игру.

Детская игра в дорогу года

В предыдущих итогах я разделял две эти номинации, но в этом году они столкнулись и слились воедино в Эльфийском замке.

Всё потому, что эта игра часто появляется на детском столе, она легко превращается в игрушку для сына и обратно в настолку для взрослых. А ещё она отлично подходит для того, чтобы взять её на природу, какие бы условия там не были обещаны. На пляж можно, в лес, на шашлыки с друзьями — куда угодно. Отличное качество игры. Правда, дети её у нас всегда забирали, и взрослым на природе приходилось скромно есть шашлыки («показное сожаление» on).

Евро года

Если поставить меня перед выбором, амери или евро, я всё-таки выберу второе. Правда, игр немецкой школы на стол попадает всё меньше, но я всё же остаюсь им верен. Поэтому не упускаю возможности познакомиться с чем-то новым, если предлагают. В этом году из примечательных новинок было не так много — Прага от Сухи, Лиссабон, CO2 и Канбан от Ласерды, Tinners’ Trail, Anno 1800 и Лондон от Уоллеса. Но побеждает в этой номинации Книция с игрой Мой город.

И да, это игра не столько для евро-гиков, и партия в неё длится всего полчаса, как в каком то филлере, и с детьми в неё можно спокойно поиграть, как в какой-то семейке, и тетрисоподобный процесс больше склоняет игру к абстрактам. Ну собственно, за эту многогранность игра и побеждает.

Знакомство года

Каждый год (судя по прошлой статистике) я знакомлюсь примерно с сотней новых игр. Не думаю, что в этом году я перешагнул этот порог, но точно приблизился. И вот среди этой почти сотни игр точно находится то, что привлекает внимание больше всего остального. Например, три года таким знаковым знакомством стала не игра, а механика roll-and-write.

В этом году под знакомством я тоже имею ввиду не столько конкретную игру, сколько поджанр, посвящённым экономическим баталиям на железнодорожных путях — 18XX. Коснуться его получилось лишь вскользь, с полноценной партией в 1862 (поэтому именно она и награждается) и половинкой партии в 1867. Эта игра привлекает не красотой. Она хороша своей глобальностью и масштабом происходящего. Ужасающий счёт в 10 тыс. очков где-то в подкорке воспринимается, как «вот это мощь!», а не как «спасите меня!», хотя подступаться к ней совсем не легко. Говорят, после знакомства с 18хх, евро-жанр уже так не возбуждает. Ну, я пока на тяжёлые наркотики полностью не пересел.

Игра года для большой компании

Неожиданно, но самые любимые патигеймы — Кодовые имена и Декодер в этом году не попадали на стол (может в новогоднюю ночь попадут?), поэтому в этой номинации не всё так очевидно. Собственно, в пати мы играли не так много, даже на массовых сходках умудрялись играть в более серьёзные игры. Но, два новых представителя жанра попали на мой стол и отметились там, каждый по своему.

Так на кемпе мы просто влюбились в игру Тип-топ. Очень классная игра про ассоциации на ситуацию и эмпатию между игроками. И дома она тоже в разных компаниях пошла хорошо почти везде. Кроме той компании, в которой я собственно расчитывал в неё играть. Это меня несколько осадило.

Зато не разочаровывала игра Письма Призрака. Она наоборот, вернула веру в жанр мафиоподобных игр, объединив механику мафии с ассоциациями на картинки. Очень необычно, всегда интересно, обоснование мафии и улик всегда основывается на имеющейся информации, а не на «он на меня косо подышал». Собственно, поэтому здесь побеждают именно они.

Детектив года

Детективы незаметно настолько глубоко внедрились в настольные игры, что я и не смогу перечислить все опробованные в этом году. Немудрено, специфика жанра делает их одноразовыми, поэтому после первой и единственной партии игра уходит не на полку, а дальше, к новым хозяевам. Хорошо, когда на кемпе ты даже не покупаешь эти игры, а просто берёшь с полки.

Из всех игр можно было бы выделить Элементарно, к этому году игр в серии накопилось уже очень много, и мне захотелось познакомиться со всеми. Но, к сожалению, качество сюжетов мне понравилось далеко не во всех делах из новых сетов.

Однако отличился детектив, который таким по сюжету и не является. Поиски планеты X — игра, в которой мы не сыщики, а астрономы. Никто никого не убил, просто одна планета прячется на одном из 18 (12 в упрощённой версии) секторов звёздного неба. Вычисляя, какие звёздные тела находятся в секторах, мы сужаем круг поиска, и в итоге находим (или пытаемся найти) планету X. Благодаря дополнительным элементам (выдвижение теорий, поиск улик за разную ценность времени), игра приобретает смысл повторно появляться на столе, хотя задача перед игроками остаётся одной и той же. Достойный детектив, хоть таким и не является.

Разочарование года

Если взглянуть на прошедший год, то было достаточно игр, за которые больше не хочется садиться. По разным причинам, с разной степенью отторжения. Но основным разочарованием года становится не игра, как таковая, а ситуация.

Тут такое дело — разочарованием года стало то, что я не смог выбрать лучшую игру года. Да-да, номинация, которой все обычно отмечают самую великолепную, лучшую (вставьте свой комплимент) игру, осталась пустой.

На её место есть претенденты, причём очень разные по жанру и по стилю. Нулевая Пандемия заставила ждать себя полгода, и во время прохождения, в принципе, оправдала все ожидания, но не смогла вытянуть настолько, чтобы я её так возвысил. Настольная (не карточная) версия Блодборна очень зашла, но опять-таки, не настолько, чтобы похвалить её больше всех. Chakra, филлеро-абстракт, который захватил на летнем кемпе, а потом часто «раскладывался» на BGA, очень хороший абстракт, подходящий для любого заполнения времени (побеждает в необъявленной номинации «лучший филлер»), и тоже не дотягивает до лучшей игры.

Да, ярких впечатлений и хороших, даже отличных игр за год было много. Но вот так, чтобы лучшей — такой не оказалось.

Моя игра года

Основной итог года для меня не на блоггерском поприще. Моя игра года — Фототур, только в этой номинации заложен совершенно иной смысл, нежели раньше. Это первая серьезная игра на которой я указан, как (со)автор. И да, она семейная, но не бесплатная (как Подводный мир), и не пнп (как Архитекторы Гизы).

Уже год я не чередую работу и хобби, а совмещаю их в одном месте — занялся разработкой игр на новом уровне, прикнув в ряды студии Юрия Ямщикова PRO Геймдизайн.

Игра года в этом плане, соответственно, дошедшая до издания. Ну, до магазинов Фототур должен добраться уже в феврале 2022 года, но это нюансы.

Надеюсь, в этом году я буду только расти на этом поприще. Пока же желаю всем здоровья и побольше времени на хобби в грядущем году. Всех с Новым годом!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: