Настольное детство #5. Ёзу — правильное применение мемори

Новый выпуск о детских играх, не смотря на название, рассматривает не механику запоминания, а дедукцию.

Дедукция, и как её применять самым маленьким — в этом и заключается шарм игры Ёзу.

Ёзу — простенькая игра на сбор сетов от Арно Ладанью, локализованная в России издательством Звезда. Интересным в игре является то, как эти самые сеты получаются.

Игра состоит всего из 32 тайлов, на которых встречаются 4 типа животных (стрекоза, рыба, тигр и панда) и 4 времени года (зима, весна, лето и осень), перемешанные между собой. Цель игроков набрать либо сет по любому времени года, со всеми животными, либо сет по любому животному, со всеми временами года. Здесь всё просто и без замудренности, ребёнок легко понимает принцип победы, к которой надо стремиться.

Каждый игрок в начале партии получает по одному тайлу, которые могут предопределить следующие более заманчивые варианты для присоединения. Но это далеко не всегда говорит, что именно этот тайл пойдёт в счёт победных. Из стопки тайлов могут попросту не выходить нужные, что вынудит «менять стратегию». Вообще, места ей в этой игре не так много, меньше, чем дедукции.

Сеты мы набираем посредством отгадывания. Каждый игрок по очереди выступает в роли ведущего, который берёт два тайла и ждёт, когда хотя бы один из них угадают. А остальные по кругу предполагают, что же там у него, благо, вариантов не так много. Чтобы гадать было не совсем бессмысленно, хорошим выбором будет называть то, что понадобится именно тебе. Тут-то и даёт толчок тот стартовый тайл — у игрока сразу два вектора, которые он хотел бы приобрести. Желание, скорее всего, не совпадёт с действительностью, нужного тайла там не будет, но ведущий из следующих предположений уже отсечёт оба или хотя бы одно предположение.

Бывает, конечно, что игрок с первого раза отгадает, что в руке ведущего, но этот случай, скорее нетипичный. Куда стандартнее ситуация, когда игроки доходят до отгадки путём отсечения лишнего. Нет синего тигра? Минус сезон и животное из догадок. Но не всё так топорно. Часто бывает, что один из вариантов правильный, а второй отсутствует. Тут в игре работает хитрое правило: ведущий называет, где было совпадение. И следующий игрок уже не может выдвигать эту версию. Идеально в игре на троих — у игрока следующим же ходом не могут украсть информацию, которую он вызнал. Другое дело, если и со второго раза не удалось попасть, или вообще забыл.

Такое, кстати, периодически случается. Когда методом перебора всё вроде складывается, но когда доходит ход, в голове всё испаряется и ты очередной раз подряд называешь сезон, которого в руке ведущего всё так и не появилось.

Уровень вычислений — идеальный для того, чтобы играть в Ёзу в семейном кругу вместе с дочкой. Она ещё не доросла до минимального возраста, указанного на коробке, но участвует в партии основательно. А тот момент, который вынудил автора поставить такой возрастной минимум, видимо, строится на том моменте, когда игрок всё-таки угадывает, что же у ведущего есть. В этот момент угадавший может не брать этот самый тайл, а поменять его на что-то из уже лежащего у других участников партии. Таким образом, игроку говорят, что он не обязан брать неподходящий тайл, если на столе есть альтернатива лучше. Часто таким ходом можно забрать у ког0-то из соперников свою победу.

Эту концепцию дочке понять ещё сложно. Во главу стола стаёт желание собрать всё самостоятельно. Даже более того, иногда хочется собрать не самое выгодное. Хочется все красные тайлы, и хоть ты тресни, остальные — не радуют. Иногда она ведёт себя за столом взрослее, и не даёт приоритетному цвету или животному захватить внимание раньше времени. А иногда — с самого начала партии ведётся охота на определённый вид тайлов. Ну, это возрастное.

Самое приятное, что ей удобно находиться в этих вычислениях, чего у ведущего уже нет, и часто нужные тайлы называются не наобум, а очень даже логично и правильно. Это приятно тем, что нашлась игра, в которой запоминание сработало так как надо, и она выдвигает предположения не угадывая, а вычисляя. С остальными играми на механиках мемори она в итоге не очень подружилась, а вот Ёзу прошла фейсконтроль. Кажется, пора искать Коварного лиса, а там и до нормальных детективов недалеко.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: