Марафон настолок №53. Крылатая дилемма

Сочный получился июнь, часто в момент, когда надо было писать отчёт, возникали новые предложения поиграть. Потому очередной отчёт сразу за две недели. Из примечательного — два параллельных стола в Крылья по пять человек на спонтанной игротеке финал кампании в Дилемму короля.

За прошедшую неделю с 11 июня по 25 июня я сыграл 18 партий в 12 игр.

  • Верхом на метле — 1 партия
  • Honey Buzz — 1 партия
  • Yukon Airways — 2 партии
  • Рыбный день — 2 партии
  • Последний час — 1 партия
  • Cacao — 1 партия
  • Дилемма короля — 5 партий
  • Крылья + Птицы Европы + Птицы Океании — 1 партия
  • Деревни — 1 партия
  • Момбаса — 1 партия
  • Лоренцо Великолепный — 1 партия
  • Орифламма — 1 партия.

Королевство off

Чтобы завершить Дилемму короля до отъезда одной из участниц кампании, мы собрались за неделю дважды. И если в первый вечер мы сыграли сразу четыре партии, то на второй осталась только одна (могло случиться и две, но ситуация повернулась так. Я всё-таки поделюсь своими мыслями более подробно в отдельном посте по поводу этой игры, потому что так и хочется поделиться своими мыслями.

17 партий. Именно столько партий продлилась наша кампания по изучению истории Анкиста. История закончилась бурным скандалом за столом, но даже его я отлично вписываю в разрешение дилемм. Дебаты за книгой-игрой, которая при этом является учебником по истории выдуманного государства — крайне необычное описание. Эта игра точно заслуживает внимания. До самого финала я хотел даже пройти её повторно, в другой компании.

Но финал показал, что прямо сейчас этого делать не надо — пусть в коробке осталась почти половина запечатанных конвертов, история уже сложилась и достаточно подробно себя рассказала. От неё надо отойти, чуть-чуть подзабыть и уже тогда — можно вернуться, и сшить новую версию истории государства Анкист. Замечательно, что она действительно может получиться совсем новой, ведь система дилемм может повернуть происходящее в другом направлении.

Хорошим вариантом была бы альтернативная история, совсем другого государства, но на этой же механике. Интересно, авторы не подумали так же? Было бы замечательно. Ну или, как минимум, можно самому придумать фанатскую историю на этой механике.

Семейные вечера

Мы часто стали собираться на игры, которые раньше не очень-то выступали в роли хэдлайнеров вечера. Так, со временем заметил, что Верхом на метле хоть и средняя игра, которую надо доставать в очереди между другими более серьезными, а на столе чаще занимает именно основной слот вечера. Вот достали ведьм — и вместе с ними успели разве что филлер какой-нибудь разложить. Или вообще ничего другого не успели.

Сейчас достаём его в компании друзей, у которых тоже есть дети. Пока малышня разносит квартиру, мы пытаемся успеть сыграть партию. Редкий случай, когда собрались за неё максимальным составом (обычно, садимся вчетвером). И ещё один редкий случай, когда одна из моих ведьм до конца партии не покинула своей стартовой локации. Впятером жадничать, точнее, заявляться смелой ведьмой иногда слишком опрометчиво. А ещё в таком составе забавно наблюдать, как почти все выбивают друг у друга смелых-трусливых ведьм, а твои с ними не совпадают, и ты завершаешь раунд двумя, а то и тремя смелыми картами подряд в одиночку. Это просто снайперское маневрирование.

Но, когда 4 ребенка в это же время безконтрольно бегают по квартире, играть тяжело. Забавное наблюдение, когда детей трое — у них всё в порядке, и игры какие-то созидательные. Добавь ещё одного — взрыв.

В компании прибывает новых настольщиков. Познакомился с ребятами, которые тоже непротив поломать головы над евро, и познакомил их с евро средней тяжести — Yukon Airways. Игра показала, что иногда она допускает просто немыслимое количество даунтайма. Ведь не смотря на кучу рандома (кубики, карты), игра даёт достаточное количество информации, что бы игрок попытался простроить план на весь текущий раунд вперёд. И это больно.

Но, повторение — мать ученья, и я вновь пришёл с этой игрой к ребятам. Уже ко второй партии количество раздумий сильно снизилось. Зато, планирование раскрыло свои возможности. Раньше мы как-то редко добирались до 100+ ПО, а в этой второй партии у двоих результат перевалил за сотню. Кроме того, игра показывает, что развитие планшета не имеет универсального пути и каждый раз зависит от переменных на столе.

Так, обычно я считал, что свойство высадки двух пассажиров за один билет или взятие кубов двух разных цветов — это всегда очень полезно. В этой партии я сделал эти апгрейды в числе одних из первых. А затем раунда три не пользовался ими, потому что они не отвечали требованиям моей стратегии. Зато джокер за две карты, вместо трёх — был бы очень нужен несколько раз, но так и остался закрытым.

Это радует, я боялся, что игра к партии десятой выветрится и перестанет ставить задачки по оптимизации прокачки планшета, а ведь именно она является изюминкой Юкона. Успокаивает, как минимум, то, что игру пока не хочется сливать на барахолке.

Один из вечеров получился по-особенному крылатым: мы собрались неожиданно очень большой компанией, и раскинули параллельно на двух столах Крылья. На нашем столе — коробку товарища, с Птицами Европы и Океании. На соседнем — мою, где есть только Океания.

Если честно, поиграв хотя бы по разу во все возможные вариации игры, я не замечаю необходимости в коллекции иметь Птиц Европы. Да, самое путное, что они приносят, это птицы со свойствами «между раундами». И свойства эти интересные, и сильные, и бла-бла-бла… В целом, не сильно заметно, есть они за столом, или нет. Это дополнение для тех, кто хочет тоже самое, но чуть побольше, чем раньше.

Зато Окения со своим нектаром вносит куда больше. Да, в ней тоже лежит увесистая колода карточек, среди которых появилось новое свойство «в конце игры». Кстати, эти птицы более эффективны, чем птицы Европы. Так как «в конце игры» игроку уже не важны эффекты и действия, то все такие свойства дают очки в том или ином виде. Аля «подложите по карте в этот ареал», «по яйцу на птиц с определенным гнездом» и т.п. По сути, эти карты выполняют роль открытых целей на конец игры, только работают они куда успешнее, чем непосредственно карты бонусов (закрытые цели в руке).

Куда больше вносит в игру новый ресурс — нектар. Для его внедрения в игре заменили и планшеты, и кубики. Ему дали не просто роль ресурса джокера, сверху ещё добавили микроигру — по набору мажорити за использование в каждой зоне, ну и, как мякотку, заставили использовать его быстро, так как он сгорает в конце раунда. И всё это в сумме добавило не большой, но интересный пласт в процесс игры. Он одновременно и добрый — часто птицы раздают нектар до кучи и другим игрокам, и сопернический — кубы с нектаром уходят с рынка куда быстрее, да и всегда легко следить, у кого сколько нектара сейчас на планшете, что бы оценить шансы заработать лишние ПО.

А ещё приятно, что игра позволяет как строить всякие стратегические комбинации, так и просто шлёпать картами на планшет. Вот где универсальность игры и широкий охват аудитории.

Игры попроще

Сразу после партии в Крылья мы разложили игру Деревни, новинку от Мосигры. В этой игре фишка кроется в производственных цепочках, которые строятся в деревне. Простой пример — коровы принесут немного с пастухом, так как он за ними следит, чуть больше с дояркой, так как она их подоит, ещё больше с сыроваром, ведь он пустит молоко в дело. И вот на таких цепочках в 2-4 карты здесь строится вся игра.

Цепочки мы встречали много где. Их много в играх Тшевичека, они есть в Королевских товарах Пфистера. Вот, наверное, с Королевскими товарами у меня будет проводиться основная параллель. В Деревнях цепочки достигаются легче, но и ценность их воспринимается меньше. В Товарах на одну путную цепочку может уйти полпартии, зато она подарит ощущение удовлетворение аля «вот это я сделал, вот это я молодец». А здесь сделал — и забыл.

Кроме того, в Деревнях куча мелких манипуляций, о которых легко забыть. Авторы постарались их учесть в двух фазах — приобретения карт и выкладывания их, карты надо класть в определенное место, а уже потом брать. Не очень удобно, но хоть какое-то решение. А вот на ярмарке контролировать подсчитанное сложно. Ярмарка — это подсчёт очков, коих здесь два. В каждом очки приносят самые верхние карты цепочки. И их лучше не двигать, и не убирать, как минимум, во время первого подсчёта. Считать всё в таких условиях — не удобно. Игра на столе занимает кучу места, в стесненных условиях приходится выкладывать цепочки где попадётся, а затем при подсчёте надо не забыть, что эту цепь ты уже считал, а в этой у тебя две ветки, а в третьей — у тебя очки за что-то другое… И ладно бы счёт был копеечный, так нет — в первой ярмарке я заработал 40 ПО, во второй — ещё 110.

Не скажу, что игра плохая, но не уверен, что её минусы перевесят достаточно средний процесс и дадут игре часто появляться на столе. Ну разок-другой я бы ещё сыграл, при случае.

Куда приятнее играть в более продуманные игры. Заметьте, они могут быть даже легче. Например, мне получилось познакомиться с Какао — и она проще деревень, гармоничнее и приятнее. По сути — Каркассон с перераспределенными акцентами и ценностями. Потерялась идея с контролем на разных территориях, осталась лишь одна, появилась вариация рынка с продажей товара.

В свой ход игрок выкладывает тайл с миплами на разных сторонах. Количество миплов показывает на количество действий, а соседние тайлы диктуют, что же это за действия такие будут. Вот только на тайлах игрока миплы расставлены по разному, а выбирать приходится не из всех, а лишь из ограниченного количества тайлов в руке. Приходится оценивать,что можно получить или продать, выставив тайл в ту или иную точку.

Игра старая, но не устаревшая. Однако показалось, что она за одну партию взяла и показала все свои возможности. К ней есть дополнения, и есть ощущение, что их можно применить уже со второй партии. Может, можно и с первой, но я всё-таки люблю знакомиться сперва с голой базой.

Еврота

Случается, правда, что знакомство с голой базой отваживает от игры участников. Так случилось около двух лет назад с Лоренцо Великолепным. Сыграли с ребятами, они в конце партии отплевались и всё, коробка повисла на полке. Не продал — показалось, что я её совсем не распробовал.

А тут начал выгонять старые повисшие на полке евро, и продал из коллекции Рококо и Санта-Марию. И если в Рококо мы наигрались партий за 15, то с Санта-Марией только вскользь познакомились, а после пары партий она точно так же повисла на полке. Хорошая игра? По механикам — да. Но людей не тянуло в неё играть, всегда находилось что-то другое. Множество дополнений и модулей, которые издатель закинул в коробку, даже не попопробовали.

И вот Лоренцо тоже должен был попасть в список этой продажи, но… Он вытянул свой счастливый билет. Один товарищ вскользь упомянул, что Лоренцо у него в топе, и я за это зацепился. Ну вот, нравится человеку игра — может с ним и надо сыграть? Так и сделали, даже собрали за столом пятерых, что бы оправдать то, что мы включили все модули дополнения. А то я бы так и хотел, сперва базу распробовать.

Итак, партия впятером в Лоренцо показала мне тоже самое, что и два года назад — нормальная игра, с интересным движком и строгим отношением к ошибкам. Только если в прошлый раз страдал товарищ, игнорируя религию, в этот раз себе в ногу выстрелил я сам, почему-то игнорируя предпочтения своей фамилии. Бонус у меня был заточен на персонажей, и позволял их взять даже больше, чем остальным. А у меня к концу партии их оказалось всего три. Это как в Марко Поло, взять персонажа на путешествия и никуда не ходить. Не оптимально и бессмысленно.

Главное, что я дал игре показать себя ещё раз, и она не показала себя с плохой стороны, не смотря на то, что я оказался в самом конце. Да, она строго реагирует на ошибки и не даёт поблажек отстающим, но при должном опыте, игра позволяет разными путями развивать планшет, а таблобилдинг, как я недавно заметил, одна из моих любимых механик.

После Лоренцо, решили достать ещё одну игру, залежавшуюся на полке — Момбасу. Она как и Рококо, сперва просто игралась, потом попала в челлендж 10х10, а потом исчезла с радаров. Отличие одно: Рококо в итоге захотелось продать. А Момбасу — разложить на столе заново.

Всё-таки её игровая система кажется интереснее. Глобально рассматривая — за движок и в Рококо, и в Момбасе отвечает колодостроение. Причём, в обеих играх похожая система — на каждый раунд выходят свои карты, с минимальным люфтом в случайном плюсе к стоимости карт. Распоряжаться картами приходится уже по разному — в Момбасе есть фишка с пятью стопками сброса, вместо одной. Это и ограничивает, и даёт строить планы на «через 3-4 раунда», когда можно будет забрать определенную стопку, в которой специально копилась одна годнота.

А цели игры так совсем разные. И именно тут Рококо проиграла больше всего. Ведь в ней надо всего лишь добиваться мажорити в банкетных залах. Без разницы, какими инструментами. А это, как цель, уже несколько скучно. В момбасе в это же время есть три пути развития: топить за акции одной-двух торговых компаний на материке, двигать алмазы (что легко, но скучно) и бухгалтерский трек (что интересно, но сложно). Я помню что в одной из последних партий я дошёл по бухгалтерскому треку до конца. Это переломило во мне что-то, я перестал видеть в нём сложность и бесполезность, стало наоборот интересно двигаться по нему. В этой партии не хватило четырёх книг что бы дойти до конца трека. Но была комба из трёх бухгалтеров на один раунд. И да, стоит учесть, что у меня в коробке лежит промо-дополнение, которое даёт чуть больше ценности бухгалтерам (читай — чинит).

В общем, ни Лоренцо, ни Момбаса, пока коллекцию не покидает. И если Момбаса просто не покидает, то Лоренцо всё ещё «на испытательном сроке».

Honey Buzz — пчёлки не мои, одолжил поиграть, а получилось разложить всего один раз. И за этот один раз игра показала себя неожиданно быстрой. И это скорее огорчило, чем обрадовало. В этой игре всегда стараешься активировать улей выполнить побольше действий, и что бы они принесли всего побольше. Активация обычно — не быстрая, она тормозит игрока и заставляет считать. И это вроде плохо, но в целом не критично.

На двоих этих «тормозов» почти не заметно. И оказывается, что игру можно очень быстро закончить, выкупив, например, на рынке карт две стопки из трёх. При этом ценность меда будет ещё на высоте. Ну или наоборот, можно продать кучу мёда, и точно так же быстро уронить его цены.

В любом случае, эта процедура протекает быстро и наступает раньше, чем хотели бы внутренние часы. Нет того наслаждения, что «я выжал улей по максимуму». Это субьективщина всего после одной дуэльной партии. И я не столько отказываюсь от игры, сколько хочу опять разложить её большим составом, там мои внутренние часы не бунтовали.

Остальное

Рыбный день — это детская игра, которую я взял из расчёта, что бы играть с обоими детьми, а не только со старшей дочерью. Эта игра на внимательность и скорость. Эксперимент оказался неудачным, если с внимательностью у сына всё в порядке, то принципов скоростного закрытия карт ладонью он пока не понимает. Ни принципов, ни самой идеи этого действия. Ну, хоть на рыбок показывает. Игра, тем не менее, достается детьми с завидной регулярностью, куда большей, чем число законченных в неё партий.

Последний час — попал в неожаданную для самой игры компанию, в которой мы обычно играем в семейки. Знакомая ступила на тонкий лёд, и стала искать не евро для пополнения своей коллекции. Не скажу, что с Последним часом всё получилось хорошо — на третий раунд мы доблестно проиграли Ктулху, и новую партию не разложили. Не бракуем, надо будет продвигать игру ещё, но в той компании Последний час не задержится. Это ведь мы готовы проходить её заново, далеко не все следуют этому же принципу.

Орифламма — после одной единственной партии заняла в моем списке место «не плохих филлеров, которых можно больше и не доставать, так как других не плохих филлеров — тысячи». Выкладывание карт в ряд, последующая поочередная активация персонажей, зарабатывание монет. Я даже не могу сказать, что в игре особого или увлекательного. Это не значит, что игра совсем забракована. Она работает, и, я думаю, что сыграть в неё ещё получится. Но не из-за её крутости, а из-за того, что в коллекции её хозяина пока слишком мало игр, и до неё в игровом вечере тоже найдётся время. Если только не принести что-то получше…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s