Настольное детство #3. Мемори

Новый выпуск я хотел бы посвятить не столько конкретной игре, сколько игровой механике — мемори.

Если кто не знает, memory — запоминание информации для последующего её использования. В детских играх обычно ограничивается нахождением двух одинаковых карточек среди большего количества. Но, это же не все варианты использования!

Настольный игр на запоминание очень много. Эта механика родилась давным давно, а самым простейшим её представителем является одноименная игра Memory. Вариаций на эту тему — уйма, ведь единственное, что требуется изменить для игры — картинки на карточках.

На нашей детской полке, ещё от двоюродных старших сестёр лежит игра Парные картинки с персонажами из мультфильма Малыш и Карлсон. Игра содержит в себе кучу круглых картонных фишек с парными изображениями персонажей.

Совсем рядом с ней лежит Гурмания от Gaga Games, в которой вместо персонажей — еда, из которой надо готовить блюда. Здесь ещё и плашки с целями появились, но в целом, игра на 99 % та же самая.

У обеих — не меньше пяти вариантов разной игры. По-честному, можно придумать и больше, если было бы надо. Но основное во всех режимах игры: найти пару. Это представители настольного мира, которые никогда не переберутся не то что во взрослый, но даже в семейный слот игр. Мне нравится наблюдать, когда дети действительно в ней запоминают, а не угадывают, но самому с ними играть не интересно, разве что в образовательных целях.

Шаг вперёд в сторону интересности делает Остров обезъян. Маэстро Райнер Книция сделал интересную игру, где запоминание сопровождается динамичным перемещением фигурок обезъян. Каждая предпочитает свой фрукт, какой именно — изображено на наклейке снизу, которую просто так не увидишь. Этим фруктам соответствуют жетоны, которые считаются победными очками. Игроки берут жетон и по очереди ищут, какая из обезьян любит этот фрукт. На поле разложены несколько жетонов лиан, на которых размещаются миниатюры обезъян. Участник берёт фигурку и показывает всем, что за фрукт снизу. Если там нужная — берёт себе, если нет — просто переставляет её на свободную лиану. Кстати, здесь уже плюс к внешнему виду — игрокам надо запоминать не карточки, а фигурки, на которые визуально интереснее смотреть.

Количество запоминаемых элементов резко уменьшается: вместо 20-30 разных картинок, здесь мы имеем всего 8, а в партии по обычным правилам предлагается использовать вообще всего 6. Сложность от этого не становится меньше, ведь эти обезъянки на вид идентичны, и каждый ход какая-то из них перемещается на свободную лиану. То есть в игре появляется второй пласт запоминания — не только картинки, но и маршрута движения фигурки.

Книция сделал годную настольную игру, но, тем не менее, всё ещё детскую. За перемещением обезьянок можно следить, как за сменой наперстков в одноименной шулерской забаве (помните, три стаканчика и шарик?), вот только наклейки в течении партии не сорвать, да и сами перемещения протекают куда медленнее. Чуть больше внимательности, и взрослый человек победит в обезьян попросту не ошибаясь в выборе фигурки.

Да, элемент с ловкостью в игре очень прикольный, и несколько партий даже мне было забавно пытаться доставить шарик до нужного окошка. А вот мемори задачка не сильно отличается от того же острова обезьян — игроку надо вспомнить, в каком окне сейчас нужный персонаж, и если произошла ошибка — он перебегает в пустующее окно. Да, убери отсюда башню и лягушонка на веревках — игра бы полностью превратилась в Остров обезъян. И проиграла бы ему, потому что жетоны жителей замка выглядят не так интересно, как фигурки обезьянок. Для детей форма очень важна.

Когда я брал в коллекцию Почтальона Лягушонка, я надеялся, что в игру будет интересно играть вместе с детьми. Но, к сожалению, взрослый в этой игре выполняет скорее обслуживающую и образовательную функцию, нежели роль игрока. В процессе проблема всё та же — внимательность взрослого даёт перед ним большое преимущество. Сейчас игра ждёт, когда сын дорастёт до того возраста, когда сможет разумно соблюдать правила игры, тогда он составит компанию дочке.

Как пишет сайт boardgamegeek, в категорию игр с этой механикой замешались и Кодовые имена (видимо за то, что команде надо запоминать прошлые ассоциации, когда они промахиваются) и Ханаби (где мы запоминаем, какие карты нам подсказали, так как сами их не видим). Так же, небольшой элемент запоминания имеется в игре Агенты. Щит и меч, хотя там он занимает далеко не основное место.

Но эти игры уже не предложишь разложить с детьми, потому что они слишком сложны для восприятия. Одни для детей, другие для взрослых, где же семеечки? У себя на полке не нашлось игр с мемори, в которые было бы интересно сыграть мне с детьми. Поэтому я подхожу к основному вопросу статьи. Точнее, к просьбе: накидайте мне вариантов игр, использующих механику мемори, в которую одновременно было бы интересно играть и ребёнку, и взрослому. Не верю, что таких совсем нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s