Настольное детство #2. Кооперативные кролики

Сегодня в детской рубрике я рассмотрю не то, во что с детьми играли на прошлой неделе, но буду опираться на недавно сыгранное.

А рассмотрю я кооперативное прохождение игр с детьми, на примере игры Морковный лабиринт.

Морковный лабиринт — вторая детская кооперативная игра в моей коллекции. Про первую игру, Пряники, я уже когда-то писал обзор. Эта настольная игра уже давно обосновалась на нашей полке, и периодически достаётся оттуда. Не так часто, как хотелось бы, и мешают этому, как ни странно, те самые шарики глазури, которые когда-то привлекли в игре. Но не всё так плохо: просто они очень нравятся сыну, который по правилам играть в свои 2,5 года совсем не собирается, а вот кидать шарики по углам — ещё как горазд.

Но поговорить я хотел не об этом.

Совсем недавно на полках появился ещё один кооператив для игры с детьми: Морковный Лабиринт. Это игра от издательства Звезда, которая предлагает участникам заняться прокормом своего поселения, добыв 27 морковок в лабиринте. Почему именнто такое число, и не на грядках — одним кроликам известно.

В Морковном лабиринте происходит два относительно разных процесса: построение лабиринта и добыча моркови. Это две фазы одного раунда, которая усложняется и усложняется. Если в первом раунде лабиринт состоит из таблицы карт 3х3, то в третьем, финальном, уже 5х5. Есть ещё легендарный лабиринт, там поле ещё больше, но и цель у игроков другая.

Первая фаза, формирование лабиринта, ограничена по времени песочными часами. Пока сыпется песок, участники сообща строят лабиринт нужного размера, что бы в нём не было тупиковых путей, а форма соответствовала требуемой. Забавная головоломка в живом времени, в которой регулятором сложности является не только ограниченное количество карт, но и пространственное мышление.

Естественно, что с ребёнком в партии — игра сложнее. Мы уже на втором раунде с полем 4х4 не справились за ту минуту, которую дают на строительство. Когда не успеваешь, или ошибаешься в деталях строительства — приходится платить штраф. Вот только цена этого штрафа несколько размыта — в правила сказана одна морковка за одну ошибку, но не понятно, если на решение ошибки ушла на одна, а несколько карт, то каждая исправленная карта забирает морковь, или это всё ещё один штраф? Огорчает, что таких размытых определений в правилах достаточно. Это, конечно, не взрослый хардкор, но определённости хочется и в детских играх.

Тем не менее, эта фаза одинаково интересна и детям и взрослым. Да, головоломка в первом раунде совсем лёгкая, но с каждым раундом она усложняется. А в это же время и песок сыпется, и ребёнок совершает свои логические выводы (иногда — совсем не логичные), и оттого строительство лабиринта действительно хорошая кооперативная задача и для младших, и для старших участников партии.

Тут вспоминаются те самые Пряники, где именно общая головоломка делает игру интересной для разных возрастов. Важно, за столом действительно лучше быть и детям и взрослым. Одним детям такое может быть пока сложно (хотя, тут зависит от возраста), одним взрослым — скучно. Но именно совместное времяпровождение делает квест перед всеми игроками приемлимым. Непредсказуемость детских действий, как элемент усложнения задачи перед взрослыми со стороны игры — на самом деле рабочая игровая механика, а не случайное совпадение, как я подумал раньше. Самое главное, её можно использовать совместно с разными задачами, ведь среди более привычных механик Пряников и Морковного лабиринта общих практически нет.

Более того, здесь имеется ещё и вторая фаза — сбора моркови.

Наш лабиринт становится игровым полем, на которое выбираются милые деревянные кролики. На карты раскидываются жетоны с морковью и птицами. Морковь надо собирать, от птиц — отбиваться. И помогает в этом — кубик. Если честно, это слабая сторона игры. Потому что у кубика — слишком большая роль в этой части партии. Движение по кубику, пусть даже со специальным распределением граней (1-2-2-3-3-4), бой с птицей тоже — по кубику. Возможно, уникальные способности кроликов, делают эту часть интереснее, но с дочкой, которая сейчас ещё не читает, мы их решили не задействовать.

Основная задача игроков в этой фазе — не мешать друг другу собирать морковь, выбрав траекторию, по которой можно собрать больше. Вот только кубик вносит не малые коррективы в этот план. Так, в первом раунде дочке не получилось взять ни одной моркови, потому что он выпадал всегда на единицу больше или меньше, чем надо. Игра, будто троллила ребёнка, как ослика морковкой на веревочке. Во втором раунде рандом уже выровнялся, но контроля над ситуацией прибавилось не сильно.

В итоге, кстати, победить нам не получилось. Помешал тот же кубик, и птицы, значение которых оказывалось больше, чем результат броска. При победе над кроликом, птица занимает слот в кармане рюкзака, показывая, что он занят, и морковь туда уже положить нельзя. И если вдвоём этих карманов используется 4, то вчетвером — всего 2. Это, правда, позволяет схоумрулить и уменьшить сложность игры, за счёт применения карманов, когда нельзя. Но ситуацию это решение не сильно спасает. Если кинь-двинь здесь ещё можно пережить — это вполне рабочий механизм, не влияющий на успешность итогового результата, то над боем с птицами хочется больше контроля. И взрослым, и детям.

С другой стороны, кубик — это всегда азарт, проверка удачи, повезёт-не повезёт. И с этой точки зрения именно вторая часть игры может больше зайти игрокам.

Вообще, охватывая всю игру, то она оставляет после себя одинаковые ощущения у всех игроков, ведь проходится совместно. Вместе выиграли — вместе обрадовались, и наоборот. Это ценно, у взрослых нет впечатлений, что они всю игру — менеджерят партию для детей, а дети — не всегда идут на поводу у родителей, как альфа-игроков. Многие дети только учатся мириться с поражением, а здесь в этом своим же примером помогают родители. Дочка давно играет и в соревновательные игры, но поражения в них её больше расстраивают, не смотря на опыт.

Я думаю, что в коллекции вырастет количество кооперативных игр с детьми, но так как мы — родители играющие, я буду искать те, что лучше подойдут для развлечения игроков разного возраста. Благо, на полке уже есть хорошие примеры.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s