Марафон настолок №48. Майские праздники.

Прошло несколько месяцев, как я перестал писать отчёты в Марафон Настолок. Перестал я их писать потому, что самое тяжкое было — выдавать отчёт сразу за весь месяц. На это уходил не один день, и процесс стал отягощать.

Видимо, я отдохнул и мне вновь стало не хватать отчётов. Поэтому иду по другому пути — сокращаю их до недельных. Это же сильно меньше писать! В глубину пропущенного лезть не буду, я расслабил себя настолько, что бросил вести даже статистику. А новые отчёты начну с 1 мая, что бы был логичный старт. К тому же, за майские выходные было сыграно приличное количество и новых, и старых.
Итак, за период с 1 по 7 мая было сыграно 17 партий в 10 разных игр:

  • Дилемма короля — 3 партии,
  • Крылья + Птицы Европы + Птицы Океании — 1 партия,
  • Cthulhu Wars — 1 партия,
  • Париж: Город Огней — 2 партии,
  • Остров обезьян — 2 партии,
  • Гонки ёжиков — 3 партии,
  • Тортуга 2199 — 1 партия,
  • Iquazu — 1 партия,
  • Акватика — 2 партии,
  • Imhotep: The Duel — 1 партия.

Королевская дилемма

Про неё я ещё не писал, хотел начать как-то подробный отчёт, но побоялся, что это слишком спойлерно. После таких отчётов и играть можно не садиться. Если коротко — это игра про голосование и судьбу королевства. Масштаб очень широкий — каждая партия отражает жизнь одного короля, а игроки ассоциируют себя не столько с человеком, сколько с одним из правящих семейств. При своей минималистичной игровой механике, Дилемма умудряется рассказывать очень увлекательную историю, в которой главная роль не за героем, а за целой страной.

Мы проходим её полным составом, но пятый игрок неожиданно слетел с кампании аж до осени. Решено было менять «коней на переправе», что бы продолжать игру большим составом. Авторы предусмотрели такой вариант событий и положили аж 12 ширм династий.

Чем это хорошо:

  • Новый игрок вливается в кампанию не заменяя старого, а выбирая самостоятельное развитие;
  • Даже кто-то из старых игроков может «переобуться» и войти в игру с новым лицом.

Чем это плохо (кстати, не факт):

  • Игрок начинает с нуля, когда у остальных уже есть,
  • Новичок не знает, что происходило «в предыдущих сериях».

Не факт, что это плохо потому, что игроки на протяжении всей кампании остаются в неведении, каким же образом будут определяться победители. Да, в партии всегда кто-то побеждает, но в зависимости от конца партии, победитель получает либо больше престижа, либо больше алчности. Чисто интуитивно кажется, будто алчность — это плохо. Но наш выбывший игрок наоборот, поставил именно на неё, и за предыдущие семь партий не набрал ни одного очка престижа.

Партии в Дилемму Короля могут по длительности занимать очень короткое время. Поэтому-то мы и успели за одну встречу сыграть сразу три партии, после которых я поехал ещё и на вечернюю игротеку. Из положительного — новый игрок достаточно легко втянулся в процесс происходящего. Он участвовал в голосовании даже активнее некоторых старых участников, пасовавших излишне часто. Это, конечно, рабочая стратегия — получать щиты и роль судьи можно только через пас, но в то же время, за столом уменьшается количество дебат.

При своей короткой длительности, игроков не хватает на то, чтобы засесть в неё надолго. Вот три партии — край, за который уже не хотят выбираться. Для меня в этом скорее минус, но это эффект, перешедший с книг — привык читать залпом, если мне нравится. И Дилемму вот тоже хочу так, залпом. Но, так как читаю не один — терплю в ожидании очередных партий

Крылья

Орнитология лучше алкоголизма. К такому выводу мы пришли после того, как свернули партию на первой трети в Stará Blažková — чешскую игру про то, как надо много пить в пабе, и разложили Крылья с обоими дополнениями.

У меня получилось опробовать хотя бы по паре раз игру с птицами Европы и Океании по отдельности. А в этот раз я впервые играл в вариант, где они вместе. Впечатления в целом не сильно то изменились: это всё те же Крылья, только теперь, будто бы полные. Все эти действия на новых птицах, активируемые в конце раунда (Европа) или игры (Океания) — смотрятся гармонично, есть ощущение, что они там задуманы с самого начала. Да и ресурс-джокер (нектар), просился сюда давно.

Размер колоды карт, правда, теперь ужасает ещё больше. Колода и раньше редко доходила до половины, сейчас же на эту кипу карт даже смотреть страшно. Кажется, мы в этой партии обошлись максимум третью всей колоды. От этого понятно некоторое недовольство за столом — жёлтые карты с эффектом «В конце игры» пришли мне в руку из закрытой колоды, а на рынок за всю партию не выпадали и соперники сидели без них. А между прочим, именно две птицы с желтым свойством принесли мне в конце партии около 20 ПО, которые и дали победить. В то же время мне в течении партии не хватало свойств «в конце раунда». Не знаю, насколько эффективно я бы ими распорядился, но даже попытки выяснить это у меня не появилось.

Жёлтые свойства Птиц Океании мне очень импонируют тем, что они похожи на более логичные цели для конца игры. В отличие от настоящих целей, эффекты этих птиц зависят не столько от прихода/неприхода карт в руку, сколько от личных способностей планировать. Кроме того, в этом дополнении хороша мини-игра по накоплению нектара на планшета, мажорити не отвлекает в течении партии, но опять-таки, задаёт вполне понятную дополнительную цель на конец игры. Хорошее дополнение, не буду пока замешивать в свою коробку птиц Европы (Их ещё, как минимум, купить надо для этого).

Cthulhu Wars

Не секрет, что тему Ктулху в настольных играх я люблю. Даже если это не FFG. Например, из ряда колодостроительных игр Дарвина Касла (Звездные империи, Hero realms), больше всего мне импонируют Миры Ктулху, и именно из-за темы, ведь отличий в механиках между этими играми кот наплакал.

Именно поэтому я долгое время хотел сыграть и в Войны Ктулху, поражающие своими масштабами. В буквальном смысле — гигантские миниатюры, громадное поле, толстый картон у всех компонентов. В плане игровых механик же в Войнах масштаб поскромнее. Игра представляет собой ареаконтроль с асимметричными ролями, вполне сравнимый с Chaos in the Old World, Cry Havoc или Root.

Эти игры находятся ровно в одной весовой категории, но Войны отличились своим оверпродакшеном, из-за чего прошли мимо большого количества людей.

В целом, здесь многое достаточно стандартно — бодаетмся за более нужные точки, бьемся друг с другом, подсчитываем очки. Из интересных отличительных черт — механика гриммуаров, которые с одной стороны ставят промежуточные цели перед игроком, ведь что бы получить их, надо выполнить условие, с другой — добавляют асимметричных свойств сторонам в процессе партии. Не вот тебе какая-то новинка, но работает конкретно здесь хорошо.

В нашей партии каждый постарался раскрыться, как сторона противостояния. Круче всего то, что после одной партии я понимаю логически, как работают остальные стороны, их примерные плюсы и минусы. В отличии от тех же Корней, в которые надо 4 партии сыграть, что бы понять окончательно, что творится у каждой из сторон. В целом, механики действия у игроков всегда одинаковы, разные свойства имеют гриммуары, монстры и Древние. А эффективнее всего получилось показать себя Жёлтому знаку, его осквернения лежали по всему полю, а войска перемещались с одного угла в другой, будто толпа гопников по району. Он, собственно, и победил.

Жалко, что при локализации игру отредактировали не на её ценник — встречаются опечатки и двусмысленности, которых во время партии видеть не хотелось бы. Тем более, в игре с ценником 10К+. Но тут претензия уже не к игре.

Дуэли

Дуэли обычно проходят мимо меня. Редко когда мы собираемся маленькой компанией. Есть исключения, например, на Последний час мы собираемся вдвоём с товарищем. Но в основном всё-таки состав больший. Даже первая партия в Париж: Город огней случилась за столом, на котором уже шло две игры. Одна, правда, с сыном, который играет пока не в игру, а игрой.

Так вот, Париж — достаточно интересная дуэльная игра, разбитая на два этапа. Первый этап — не столько игра, сколько подготовка к ней. То есть у неё есть первая подготовка к игре, ещё один этап подготовки, и уже только после этого — сама игра.

Первый этап про планирование — игроки намечают, какие здания они хотят построить и куда они это попытаются разместить. Фишка в том, что каждый может строить только на своём и на общем цвете, и этот самый общий цвет то тут, то там соседствуем с зонами игроков. То есть, когда строишь план, что и где построишь, чуть-чуть рискуешь, ведь нужное место может занять соперник своим зданием. Кроме того, мало строить на своём месте, желательно ещё и фонарей рядом поставить побольше, они влияют на победный счёт. И вокруг них тоже идёт нешуточная борьба.

Второй этап — приведение плана в действие. Повторюсь, планы на одни и те же точки — риск. В первой партии, мы мирно разделили зоны на территории, и никто не помешал ни кому выполнить желаемое: все запланированные здания оказались на поле. Во второй партии, через несколько дней, уже с другим соперником, у меня на столе осталось аж три непостроенных здания, так как важные общие точки он вовремя перехватил.

Здесь есть варианты выкрутиться из ситуации за счёт действий на открытках. Вариантов несколько: поменять здание с руки на то, что осталось на рынке, выставить плашку общего цвета на клетку соперника, или выставить здание, используя фонарь, как общую клетку. Но эти действия имеют ценность в конкретный момент, и он не всегда наступает.

Кстати открытки оставили после себя спорное впечатление. С одной стороны, они красивые и, если их разглядывать, то они создают необходимую атмосферу. С другой стороны — они большие, и занимают приличное место на столе. Претензия была бы не актуальной, если бы первоначально игра не позиционировала себя, как компактная, ведь в ней даже игровое поле из коробки не достаётся. С полем тоже неприятный момент — казалось, что компоненты при транспортировке должны лежать под ним, но его слишком сложно доставать из коробки. Упс.

Сама же игра показалась занятной, но не уверен, что она стала бы постоянной на нашем столе.

И вторая дуэль за неделю Imhotep: Duel. Вот эта игра впечатлила и понравилась больше.

Я, к сожалению не играл в базовую игру про знаменитого египетского архитектора, поэтому не могу точно сказать, насколько переносится процесс в укороченную версию. Здесь мы разгружаем кораблии с материалами, которые направляем на строительство сразу нескольких объектов одновременно — пирамид, храма, обелиска. Для этого у каждого игрока по 4 фигурки, которые выставляются на поле 3х3. Игроки либо ставят фигурки, либо снимают их — при этом, разгружают корабль. Вот только снимать можно фигурки с ряда, где есть хотя бы две, и самое главное — не важно, чьи они. Важно, что товар достанется владельцу фигурок.

И здесь достаточно путей для маневров, что бы получить своё или не дать сопернику то, что он хочет. Вся игра строится как раз вокруг этих манипуляций. Самого строительства нет, просто сбор очков в различном виде. Вот и получается, что дуэльный Имхотеп — крестики нолики на сбор сетов.

Сочетание такое неожиданное, что удивляет. Обычный сбор сетов, даже хороший, зашёл бы на разок, а это точно буду пробовать ещё.

Отечетвенные новинки

Предзаказанные Акватика и Тортуга 2199 пришли так одновременно, что невольно попали в цепочку сравнений. И вот в этом сравнении Акватика, по мне, побеждает.

Но сравнивать их всё-таки не правильно. Тортуга 2199 — декбилдинг с полем, в котором игроки должны летать по планетам, набирать команду, захватывать монстров и планеты, а так же драться друг с другом, отнимая победные очки.

С декбилдингами у меня сложные отношения. В чистом виде они меня не вдохновляют. Самая годная серия Realms, из которых мне больше нравится Миры Ктулху, и та для меня максимум занимает роль филлера, потянуть время в ожидании чего-то серьезного.

А вот в сочетании с полем, эта механика меня привлекла больше. Но не везде зашла. Например, Кланк показался очень проходным, а Tyrants of the Underdark, наоборот, зашли. Так и Тортуга 2199 мне предварительно зашла. Я играл в неё дважды до релиза — на Игроконе в 2019 году и на кэмпе в 2020. Оба раза к партии прикладывали усилия авторы — в первой нам рассказывал правила Денис Пластинин, а во второй, участвовал Миша Лойко. Обе мне понравились.

Но в коробку их не положили, и теперь игра, после двух партий в изданный вариант, только расстраивает. В этот раз мы устроили самую пацифистскую партию, без единого боя. Не делайте так! Да, игра играется — и такой режим в ней даже правилами предусмотрен, но впечатления от происходящего такие скупые. Хорошо, хоть длилось это не долго, буквально за час партию разыграли. И это двое за столом играли в неё вообще впервые.

Кстати, отсюда же вырисовывается вывод, что игра позволяет себе не раскрываться, если того допустят участники. Вот не хотели они драться — и всю партию не дрались. Оценка действий находила либо более выгодные альтернативы, либо рассчитывала более вероятное поражение в бою. И без драк игра была откровенно унылой. Хотя, вспоминая предыдущую партию, с драками, та тоже была не очень то веселой.
В общем, как-то больше не тянет бороздить Тортугу. А ведь даже доп не попробовали. 

В то же время, после первой партии Акватики, сразу захотелось разложить вторую. Здесь мы выстраиваем не колоду, а карты в руке. Как в Конкордии, более того, принцип розыгрыша карт тоже похож. Да и сухость процесса, если честно, на уровне.

Однако, ни что из этого мне не мешает любить Конкордию, так что упрёков в схожести нет. Различий хватает: Акватика больше про составление планшета, на котором свойства очень быстро меняются и итоге перетекают в победные очки. Ну, игроки должны к этому стремиться, а как получается — уже другой вопрос.

Что неприятно поразило в первой партии, так это длительность игры. Точнее, в какой момент она заканчивается. Вспоминайте это чувство: «О я наконец-то построил идеальную комбинацию, сейчас заберу карты и как бахну через ход! Как СЕЙЧАС конец игры?!» С таким впечатлением были буквально все за столом, оттого мы и решили сразу сыграть ещё раз, заменив стандартные цели, на продвинутые.

Разница, если честно, не велика. Кажется, что делать предлагают сильно больше, но концовка игры всё так же случается в кульминационном моменте. Не всех за столом устроили эти цели, но я после первых двух партий не готов судить об их годности.

Для игры на 40 минут она вполне хороша. Кстати, один из редких случаев, когда на коробке написали честное время даже для первой партии, обычно издатели преуменьшают.

Семейно-детское

Haba издаёт не только детские игры! Я удивился, увидев от них более менее взрослую семейку Iquazu. Она не претендует на сегмент серьезных игр, но точно уже не занимает детский.

В этой игре мы прясем сокровища в водопад. Не спрашивайте, зачем это надо, но чем глубже мы их прячем, тем больше очков мы получаем. Выглядит это красиво — кристалики выкладываются на поле, а затем закрываются сверху плашкой водопада, так внимание игроков концентрируется только на настоящем и будущем. Кстати, о настоящем — весь процесс построен на кратковременном споре за мажорити. Всегда есть несколько точек спора, очки они приносят по очереди, начиная с меньшего. Но и заявить своё влияние дешевле там, где дают меньше очков. Так игрок находится между дилеммой: бороться за дешевое «сейчас» с меньшими ресурсами, или тянуться за богатым «потом», но больше вкладывать.

Если честно, такое голое мажорити, хоть и красивое, уже не интересно раскладывать. Из концентратов этой механики мне понравилась Калимала, но её как раз внешний вид погубил. Однако, там за мажорити было интересно бороться. А в Iquazu — не очень.

В детское мы стали играть сильно больше. В апреле дочке исполнилось пять лет, каждую взрослую игротеку она просит поиграть с ней во что-нибудь. Поэтому, отталкиваясь от еженедельного формата отчётов, детские игры вынесу в отдельную рубрику, которую постараюсь в ближайшее время сделать активной.

Марафон настолок №48. Майские праздники.: 4 комментария

  1. Мы любим Imhotep — хорошая игра. Даже дополнение купили, теперь столько модулей, что играть — не переиграть😀 Спасибо, что не забываете про отчёты, всегда читаю их с удовольствием))

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s