Раньше трава была зеленее. Обзор игры Ганзейский союз


Обзор игры Ганзейский союз: Полное издание / Hansa Teutonica Big Box.

Возврат к евро меня потянул на старые игры. Те, которые называют примерами лучших игр жанра. Хорошо, что издатели их не забывают. В прошлом году была Экспансия, в этом — стол захватила настольная игра Ганзейский союз.

Новое издание, которое локализовано в России издательством «Звезда» включает в себя все дополнения, которые появились у игры с 2007 года. Несмотря на это, комплектация игры не блещет оверпродьюсом — горстка вполне обычных еврокубиков и жмень дисков, серые жетоны, чуть-чуть карт обычного качества и три игровых поля.

Игра Ганзейский союз пытается пересказать процесс распространения европейской торговой системы в средневековой Европе. Именно распространения, следов самой торговли в игре нет. Оттого кажется, что в других обстоятельствах игра могла точно так же повествовать о нашествии Золотой орды.

На вид всё сразу говорит о том, что в партии вас ожидает сухой евро процесс. Но, не стоит расслабляться, ведь на деле Ганзейский союз — настольная игра с агрессивным тесным взаимодействием. Именно поэтому она рассчитана на 3-5 игроков, в таком составе она раскрывается лучше всего. В своё время игре придумали дуэльный режим, но в новую версию его не включили, посчитав слабым. Тем не менее, никто не запрещает скачать правила этого режима, благо, Звезда их тоже перевела.

Основная игра протекает на поле, именно там возникают столкновения между игроками. Тесное взаимодействие обусловлено острым конфликтом интересов. В коробке лежат сразу три поля, которые несут в себе некоторые изменения. Базовое поле Ганзейского союза двустороннее, со сторонами для игры на троих, и для игры вчетвером-впятером. Так же две стороны на поле Британии. А вот Восточные земли отличились тем, что позволяют играть любым составом на одной и той же стороне. Особенность этого поля сохраняет накал страстей без дополнительной масштабируемости.  

Чаще всего, игроки хотят прокачать свой игровой планшет; реже, но весомее для очков престижа — выставить свои кубики или диски — конторы в конкретные города.

Планшет с полем очень тесно завязаны, снятые с планшета кубики расширяют возможности игрока в том или ином действии. Ключи добавляют ценности конторам игрока, привилегии расширяют возможности при постройке контор, Книга знаний делает помощников на поле мобильнее, а мешок делает их же доступнее из общего запаса. Ну и действия — увеличивают количество действий игрока за ход. Просто, да очень ценно — соревнования за торговый путь возле города, качающего действия протекают на протяжении всей партии. Действия — это очень дорогой ресурс, увеличить его все игроки стремятся как можно раньше.

Вообще, кубики — это наши торговцы, диски — купцы. Ганзейский союз — это серьёзное торговое предприятие, которое имело своих представителей по всей Европе. И купцы, и торговцы несли свою миссию — распространить влияние союза в большем количестве городов, расширив именно свою сеть. Вокруг сетей строится и глобальная идея игры, и переменные цели в процессе.

Основных действий в игре всего пять, и все они достаточно просты.
Первое, что могут делать игроки — нанимать новых помощников, брать их из общего запаса в свой личный. Прокачка мешка даёт брать из запаса не минимальных три кубика, а пять, семь или сразу все. Не стоит оставлять это действие без внимания, торговцы попадают в запас с завидной регулярностью.

Второе действие – поставить на поле одного помощника. Это выставление косвенно прокачивается увеличением количества действий. Купцы и торговцы при этом выставляются на торговые пути. Обычно, расстояние между двумя городами занимает 3-4 точки. Что за целый ход игрок может заполнить разве что во второй половине игры. Собственно, уже отсюда начинается противостояние – ведь если завершить торговый путь за ход не получается, то надо и сопернику помешать это сделать.  

Третье действие – заменить своим помощником чужого. Просто на место чужого вы на поле выкладываете свой. Затем, что вам этот торговый путь очень нужен. За такую прямую конфронтацию приходится платить: при замене торговца – один, а при замене купца – два помощника из личного запаса уходят в общий. Более того, игрок которого таким образом выгнали, не уходит с поля, а занимает соседние торговые пути, да ещё и друзей с собой зовёт. По той же схеме – одного или двоих. В своей компании мы это действие называем «размножением», ведь соперник получает именно такой профит. Иногда именно с этой целью помощники выставляются на пути, которые в целом игроку не нужны.

Четвертое действие – передвинуть своих помощников на поле. Принцип прост – возьми из одного места, поставь в другое. Единственное действие, которое я не смог логически вписать в сеттинг. Просто перемещать кубики можно отовсюду и куда угодно (кроме путей, занятых чужими помощниками). Каким образом торговцы так быстро перемещались между городами, в обход лесов и разбойников – мне не понятно. Но механически действие полезное, а с помощью книги знаний ещё и прокачиваемое. Первоначально игрок за одно действие может передвинуть только двоих, но в перспективе – аж пятерых. И так за одно действие можно заполнить сразу весь торговый путь, что достаточно ценно.

Пятое действие – самое основное, вокруг него и происходит весь этот кубиковый танец. Создание торгового пути совершается в несколько шагов, даёт основное развитие партии и следит за концом партии.

В Ганзейском союзе три возможных триггера конца игры.

Первый вариант – кто-от набрал 20 победных очков. Да, всего 20 и, нет, это не все очки, а где-то треть (при хорошем развитии игры). Как раз первым шагом игроки, контролирующие города, которые соединяет торговый путь, получают победные очки, и в течении партии это основной способ их прироста.

Второй вариант – кончились бонусные жетоны и нечего доложить на поле. Это касается второго шага, и распространяется только на те пути, рядом с которыми лежат эти самые бонусные жетоны. Их эффекты сильные и иногда стоит построить путь только ради приобретения жетона.

В них и 3-4 дополнительных действия, и возможность выставить контору там, где нельзя, и замена местами контор в городе (что ценно для контроля). Кроме эффектов, жетоны ещё идут в счёт победных очков. На полях Британии и Восточных земель имеются пути с «вечными» жетонами, которые дают что-то уникальное, подогнанное под условия поля.

Третий вариант – на шкале заполнения кубик дошёл до последнего города. Эта шкала показывает, в скольких городах закончились свободные места под конторы. Как можно догадаться, третий шаг как раз позволяет разместить контору. Но, не только! Он так же позволяет вместо выставления конторы улучшить способность планшета. Такой вариант появляется, только если торговый путь соседствовал с конкретными городами, которые прокачивают какую-либо из сторон планшета. Естественно, что все они разные. Есть ещё подобный город, который даёт специальную награду, но там ждут голые очки престижа, что менее интересно. Хотя для результата, несомненно, ценно.

Так вот, размещение конторы несёт в себе несколько целей. Во-первых, тот, чьих купцов больше в городе (или, при ничьей, чей правее), получает контроль над городом. Это приносит очки престижа и в процессе игры, и в конце партии. Во-вторых, сеть контор может принести куда больше в конце игры, если она длинная, а шала с ключами на планшете прокачана. Там схема простая – одно умножается на другое и получается гора очков. В-третьих, есть специальный маршрут – «Восток-запад», который поощряет дополнительными победными очками тех, кто проложил конторы от одного края карты до другого. Но это опять-таки, голые очки (правда, они способны подвести к концу партии, так как начисляются в процессе игры, а не в конце).

Если говорить о базовых правилах, то это всё. Но в коробке лежит ещё несколько дополнений. Карточки секретных целей можно использовать только с базовым игровым полем, они дают дополнительные победные очки за наличие контор и контроль в указанных городах. Эти карты добавляют дополнительной устремленности игрокам занимать на поле конкретные точки, а не случайные. Их нельзя использовать на других полях, ведь там указаны только города базового поля.

Благосклонности императора чуть гибче. Это дорогие жетоны– за приобретение такого жетона надо отказаться от использования двух бонусных жетонов и целого хода. Зато в последующем они дают пассивные возможности в процессе игры, или делают ценнее контроль и улучшение планшета в конце. Необходимо ловить момент, когда их приобретение будет самым выгодным, иногда же взять их будет только во вред стратегии.

Альтернативные поля включают в себя дополнительные правила, которые существуют сами в себе – на востоке существуют города, которые к Ганзейскому союзу не относятся, но очень ценны, а в Британии территория поделена на Англию, Уэльс и Шотландию, перемещение между которыми сложнее, чем по остальной Европе.

Использование этих полей не делает игру сильно другой, но добавляет приятных нюансов. Честно, в отличии от игровых полей Конкордии, к Ганзейскому союзу я бы не купил отдельные поля, но в новой коробке они лежат сразу, а значит почему бы и не использовать. К тому же, правила для двоих игроков выпускали ранее именно с полем Британии, подозреваю, что именно на нём дуэльное столкновение раскроется в полном цвете (если вы всё-таки решили играть вдвоём).

Впечатления

С Ганзейским союзом я впервые познакомился на заре увлечения настольными играми, больше пяти лет назад. Представьте: вам показали милый добрый Стамбул, и другие еврогеймы с минимумом взаимодействия. А потом позвали на партию в Hansa Teutonica и всю партию подрезали на торговых путях. Тогда меня это жутко возмутило и от игры я отвернулся.

Но, за эти годы игровые предпочтения поменялись, можно сказать, полярно. Когда издательство Звезда решила локализовать новое издание, захотелось дать ей второй шанс. Я заранее был уверен, что теперь не огорчусь от череды испорченных планов и в первой же партии… проиграл в пух и прах. Во второй же партии провалился победитель прошлой. В этой игре каждый горазд испортить друг другу его следующий ход, иногда это происходит специально, а иногда — просто по пути. Поле у игры, может и большое, но игроки чаще водятся на одних и тех же маршрутах.

Например, самым ценным городом в начале партии становится город, который развивает планшет, увеличивая количество победных очков. И торговые пути возле него на протяжении всей игры не бывают пустыми. И, в то же время, какие-нибудь города могут быть вовсе не замеченными до самого конца, потому что приносят меньше выгоды. Но если они находятся в сети игрока, а на планшете развит трек ключей, то каждая контора становится ценнее, где бы она не находилась. Чаще всего, этот трек развитию поддаётся именно к концу, и внимание на поле опять концентрируется вокруг одного города. Кстати, от этого же надо следить, что делают соперники в свой ход, ведь результат всегда аукнется на твоих следующих действиях. Хорошие способности к планированию могут не спасти — отлично сыгрыв в одной партии, реально спокойно продуть следующую. Будто в соперниках — лебедь рак и щука, и все пытаются довезти вашу телегу (к обрыву).

Плюсом к этой тесноте выступают очень легкие правила. Все действия, на самом деле, просты и понятны, так что не вызывают сложности (привет, Витал!), и выполняются очень быстро. Но от этого они не становятся легкомысленными, решения в игре несут важные последствия. Пара неправильных идей в начале партий могут отразиться провалом по всем фронтам к концу игры.

К качеству компонентов у меня претензий нет, но на поле Британии закралась одна досадная ошибка — над одним торговым путем на постоянном бонусном жетоне пропал символ. На стороне для 4-5 игроков жетон между Саутгемптоном и Кале позволяет разместить 2 помощников в Шотландии или/и Уэльсе. Но на поле как раз пропал символ Шотландии. Это общая ошибка, она точно так же ждёт владельцев иностранной коробки. Но в коробке уже лежит наклейка для исправления этой оплошности.

Игра не зайдёт тем, кто любит только косвенное или доброе взаимодействие между соперниками. Однако своими механиками она привлекает даже тех, кто избегал евро, как чего-то малоконфликтного. От меня Ганзейский союз сейчас получает крепкие 8 из 10, так как даёт те впечатления, которые я хотел — евро, но не про копание в огороде, с агрессивностью, но без боевых столкновений. В яблочко.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s