Фото с того света. Обзор игры Письма Призрака

Обзор игры Письма призрака.

Вспоминая свой настольный путь, я всегда говорю, что начинал его с Ужаса Аркхема. Но вот ДО него было около двух лет еженедельных вечеров в Мафию. Их я не причисляю к своему настольному опыту, потому что никогда не ставил эту игру в ряд настольных. Правда, в ней больше психологических дебатов, чем игры. Эти годы были, и я не назову их плохими. Уже ступив на путь настольщика, я периодически пробовал «заменители», но никак не мог подобрать подходящий. Пока не встретил Письма призрака.

Письма Призрака — игра Никиты Кузнецова, выпущенная издательством Economicus Game. Это дедуктивная игра для 2-12 человек, в которой детективы ищут убийцу, а помогает им в этом сам умерший! Описание похоже на Паранормальный детектив, но нет, у этих игр схоже только описание. Письма Призрака в действительности относятся к играм, по типу Мафии. То есть здесь имеют место и тайные роли, и выявление убийцы, и голосование. Но и с этой игрой у Писем достаточно отличий.

Начнём, пожалуй, с того, что игроки ищут не столько убийцу, сколько улики — мотив, место и способ убийства. Помогает им в этом пострадавший, превратившийся в призрака и общающийся с детективами посредством передачи фоточек через почтовый ящик. В правилах посвятили целых два разворота рассказу, объясняющему почему так происходит. История в духе Скуби-Ду, но для игры её хватает.

По сути, Призрак выступает в роли ведущего, который хочет, что бы победили хорошие. Его задача здесь очень похожа на задачу Судмедэксперта в Криминалисте. Отличие в инструментах и подаче информации. И этого хватает, что бы не называть одну игру клоном другой.

Уликами здесь выступают карточки с изображением разнообразных предметов. Они будут на руках у всех — и у детективов, и у призрака, и у убийцы, и у других участников. Если за столом собралась большая компания,к расследованию могут присоединиться свидетель, сообщник, шантажист и эксперт. Так же они будут лежать на столе — по четыре карты напротив каждой категории.

В самом начале партии игроки единственный раз засыпают. Не смотря, на то, что игра длится несколько раундов, здесь нет выбывающих в течении игры, поэтому в промежуточных ночах смысла нет. А сон нужен для того, что бы убийца показал на настоящие улики — по одной из категории. Именно с ними призрак будет связывать все приходящие карточки. Если за столом присутствуют другие роли, они тоже узнают некоторое количество информации — свидетель и шантажист узнают, кто убийца, а эксперт узнаёт, какие улики настоящие. Не смотря на то, что они получают важную информацию, поделиться ей в открытую не получится — это противоречит победной цели.

В начале каждого раунда игроки выбирают карты с руки, которые они хотят связать с какими-либо уликами со стола и отправляют их в почтовый ящик призрака. Тот достаёт их и сравнивает уже с настоящими уликами и оставляет только те, что на его взгляд подходят. Детективы узнают их и на основе этой информации уже делают свои предположения.

В этом то и кроется суть Писем призрака: насколько важны роли игроков, настолько важны и ассоциации на улики. То есть игра то про ассоциации картинок на картинки. В ряд похожих игр забредает ещё и Диксит. Но здесь изображения куда конкретнее — если на картинке зажигалка, то она там без летающих вокруг фей. Она даёт много информации — золотая, с огнём, с гравировкой, но остаётся зажигалкой. Как ни удивительно, даже от таких простых картинок у разных людей возникают разные ассоциации.

На поле ассоциаций и происходит столкновение убийцы с детективами. Ведь ему не выгодно давать подходящие подсказки. И инструментов для манипулирования ассоциациями здесь предостаточно. Самый явный — не подкладывать подходящие карты. Так детективы получают меньше картинок для ассоциативного ряда.

Следующий шаг — блефовать по поводу отправленных улик. Можно отправить одну, а озвучить другую, со словами, что проверял настоящую улику. «Но раз её не выложили, значит это точно не та» — это очень популярная фраза во время игры, которую произносят, как хорошие, так и плохие персонажи. Главное на этом блефе потом не попасться. (Лайфхак: если держать её на руке или собственноручно сбросить — не попадёшься).

Ещё один очевидный вариант — набрасывать тень на остальных игроков и уводить оставленные призраком ассоциации от настоящих улик. И вот они, здравствуйте, те самые дебаты из Мафии. Только здесь они основаны на конкретной игровой информации, а не на чутье и топоте соседа сво время очередной ночи. Имея под собой фундамент, они строятся вокруг конкретики, но сила убеждения игрока всё равно не теряет свой вес.

Детективы в это время должны и играть в честную — и наблюдать за тем, кто наводит смуту за столом. Вот только, если игроков много, то смуту будут наводить и другие: свидетель чуть больше остальных должен накидывать подозрений на убийцу, шантажист будет искать настоящие улики, но уводить остальных в сторону на пару с преступником, эксперт так вообще… Не знаю, как он должен себя вести, максимальный состав, которым мы играли это восемь человек, а он добавляется в партии на десять игроков. И естественно, в открытую никто ничего не говорит.

Ко всему прочему, каждый может приобрести уникальные черты персонажа и стать не безликим детективом, а настоящим шерифом или медиумом. В игре с персонажами у каждого есть своя возможность сузить круг возможных улик не на основе подозрений, а на информации, полученной от призрака. Правда, засыпать игрокам приходится чаще, чем в обычной партии, и улик в каждой категории уже не по четыре, а по пять, иначе детективам было бы слишком легко.

Итак, Письма призрака попали в меня. Они напомнили о тех впечатлениях, с вечеров в Мафию, и подружили их с новыми реалиями. Ведь последние годы пати на ассоциации были у меня фаворитами среди компанейских игр. А уж картинки или слова — там всё рядом. Механика тайных ролей так хорошо привязалась к ассоциациям, что впечатления от игры достаточно свежие. Столкновение того, что нравилось давным давно с тем, что нравится сейчас, неожиданно стало успешным. Никто не выбывает, ведущий принимает полноценное участие в партии, все блефуют и загадывают ассоциации.

Но эта связь может и не зайти. Как минимум тем, кто не любит мафиозную составляющую — блеф и дебаты. Так, моя жена хоть и согласна играть в Письма, но предпочитает в таком случае садиться за роль Призрака, где её ждёт только ассоциативная составляющая. На такой случай — держите пожалуйста, кооперативный вариант. Никаких убийц, призрак сам придумывает, какие улики настоящие, и пытается указать на них детективам всё теми же самыми инструментами. И вот, дебаты уже превращаются в коллективное обсуждение, а подозрения и блеф отсутствуют.

Я игрой прям доволен. Каждый игровой вечер, на котором достаются Письма, не ограничивается одной партией — это всегда несколько заходов. Удивительно, но игра в этой ячейке подвинула собой не Мафию, а Кодовые имена — такого уж я точно не ожидал. Пример одной игровой ячейки не является показателем, но это всё равно не хилая галочка в портфель. Обязательно буду предлагать её и в других компаниях, что бы выяснить — это локальный успех или игра по-настоящему новый пати-бестеллер?

Фото с того света. Обзор игры Письма Призрака: 2 комментария

  1. Интересно, спасибо! Сейчас уже запутываешься в играх на ассоциации: и Мистериум, и Диксит, и Криминалист, и Обскурио тебе и много ещё других. Я так понимаю понравилась больше Мистериума и Криминалиста именно засчёт блефа?
    Я Криминалиста продала, потому что в него хорошо играть большим составом в 8+ человек, а это никогда не случается. Письма хороши, скажем на 4-6?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s