Марафон настолок. Отчёт №47. Новогодние праздники на Друзья-кэмпе

Игровая сессия за выходные на Друзья-кэмпе.

Друзья Кэмп — второе мероприятие такого плана, которое мне получилось посетить. Оно сильно отличается от кэмпа в Пошехонье. Во-первых, я был только на летних кэмпах, где глобально всё — от состава игр до количества посетителей. Во-вторых, Чудной Двор это просторная база отдыха, не выходя за пределы которой можно и в пруд, и в сад, и в шатер с играми. Сейчас же мы поселились в зимнем коттедже, скромным составом под тридцать человек. При этом на кэмпе было много детей, а самое главное — няня, занимающаяся с ними пока взрослые упиваются своими настолками. Это, самый огромный плюс, благодаря которому Кэмп получился таким здоровским.

Пролог

Наш кэмп начался за день до — в отличии от остальных, мы добирались до подмосковной деревни из Самары, что несколько дальше, чем всем остальным. В поезд мы не брали каких-то особых игр, зная, что дочке будет невтерпеж на это смотреть. Поэтому взяли то, где она сможет принять полноценное участие. Но не Cappuccino (хотя она сюда напрашивалась), а кубометотельную Тролль и дракон. Впервые заметил за Купавой сильную долю азарта — она никак не хотела останавливаться в безопасный момент: на столе три троля, а она всё продолжала бросать один кубик и «доить пещеру». Это оборачивалось в большинстве случаев поражением, но в самый кульминационный момент она смогла этой тактикой опустошить всю пещеру и закончить партию.

Неожиданным сюрпризом оказался подарок от РЖД. Не знаю, новогодняя акция это или просто всегда дарят детям плюшки, но Купаве перепал рюкзачок с фирменной сувенирной продукцией: наклейки, паззл, журнал, карандаши и даже настольная игра! На самом деле это просто кинь-двинь без капли инновационных механик (даже по стрелочкам не перескакиваешь), но подход всё-равно приятный.

На вокзале нас с утра пораньше встретил Сергей Ярушок (вы могли видеть и читать его на Geek Media). Так как у нас было ещё полдня до заезда, мы решили поиграть во что-нибудь домашнее. И выбор пал на любимый нами «долгий филлер» — Покорение Марса с полным фаршем. Дома товарищам не очень нравится дополнение Кризис, но я сам его не распробовал. Да, партий пять в него сыграл, но за это количество, в отличие от остальных, забраковать его не успел. В этот раз оно показало себя скромно, без жёстких событий, лишь с небольшими перепитиями в правительстве. За какие события его не любят, так и не знаю.

Свою стратегию, забив на корпорацию, построил на приходящих животных. А приход карт пытался реабилитировать передо мной «Проект Венера», который пока в опале. И да, получилось хорошо, но всё ещё думаю, что точно так же можно играть без него, и впечатления не поменяются.

Первое

А сам Кэмп начался с чуть-ли не единственного америтреша на полке — Немезиды. Причём протекала она не обычно для меня. Уже в третьем раунде, в одной комнате от двигателя тело учёного растерзала королева. С этого момента я стал управлять чужими, что предрекло исход партии.

Правда, расположение отсеков выпало так удачно, что капсулы можно было включать и отправлять без путешествий через половину корабля. Одна половина экипажа успела этим воспользоваться, и улетела, не дав мне ничего с ними сделать. Зато вторую я честными стараниями сжёг вместе с кораблем. Победитель среди улетевших оказался только один, а вот улетевший капитан должен был хотя бы постараться уберечь корабль и доставить его целым до Земли (а не улетать с него самым первым).

Впереди была ещё весь вечер, за параллельным столом жена знакомилась с Ньютоном (о нём будет ниже), а вот меня на серьёзные партии не тянуло. Руки дотянулись до нового соперника Азула, абстрактной игры Коатль.

Осенью мы пробовали одну партию в симуляторе, и на тот момент процесс не захватил. А потому, что не передаст компьютер тактильного ощущения от этого составления змее-драконов. И если на меня оно не произвело такой вау-эффект, то Купаву было не оторвать. Обязательно буду брать её себе, когда Лавка локализует. Не для себя, так для детей.
Общего с Азулом здесь не так много, основное сходство в драфте деталей с общего рынка. И тот мы переврали, усложнив докладывание. На рынке есть два участка: хвосты и головы в центре, тела по наружному кругу. Когда пустеет один из участков, пополняется ВЕСЬ рынок. А мы пополняли только этот же участок. Исправились через день, и процесс стал легче. Пока кажется, что играть можно обоими способами, и ничего страшного от такой ошибки не происходит (разве что, партия чуточку посложнее).

Раундов как таковых нет, а триггером для строительства тела дракона служит чувство меры и ограниченное место для кусочков на планшете. Это, кстати, важный момент — если медленно собирать идеального змея, можно проморгать конец партии. Это, если что, происходит в момент завершения кем-нибудь третьей змеюки. Собственно, две самые очевидные стратегии: медленно стараться над своим творением и достроить к концу партии двух победных монстров или строить быстро и тяп ляп, в надежде опередить качественных мастеров. Вторую стратегию я не опробовал, внутренний перфекционист (которого во мне, вообще-то, мало) побрезговал.

Ближе к ночи на одном столе появилась Плотина, а на другом — Длина Волны. Отгадайте, какой выбрал я?

Минутка негодования: на кэмпе Оля успела сыграть в Ньютона, Брасс, Cooper Island, Маракайбо, The Search for Planet X. Уже с её подачи я тоже попробовал Ньютона и Планету (хотя эту хвалили все, грех было не попробовать). В общем, по серьёзным евро у нас отвечала больше она. И почему она не пишет своих статей..

В общем, да, Длина волны. У себя в Самаре мы опробовали её на новогоднюю ночь, и к сожалению, восторга она не вызвала. Зато на кэмпе игра отлично зашла. Такое впечатление, что в компании менее знакомых людей она пользуется большим успехом. А заодно и сближает их, как и должен работать хороший патигейм. Более всего интересен момент обсуждения: а на сколько загадывающий шарит в теме, что бы понять, как работала его ассоциация.

Один из наглядных примеров: ведущий загадал «Вторая половина 20-го века» на карточку Лучшее/худшее время для путешествия во времени. И команду разорвало на два полюса — одни были за то, что этот период очень комфортный для путешествия, а другие — за то, что он был куда скучнее чем средневековье-античность и т.д. Перевесил комфорт и ведущий выдохнул, ведь: серьезные войны позади, многие вакцины уже придуманы и вообще всё по красоте. Во время партии эти дебаты занимают большую часть, и ради них то Длина волны вообще и существует. Отличный тренажёр на нахождение общего языка в компании.

Закончился вечер партией в Декодер, которая протянула аж до восьмого раунда. Мы смогли выиграть странным образом — из слов команды соперников мы угадали разве что одно, но в своих ассоциациях мы промахнулись всего раз, а они — два. И при том, что они в точку попали по трём нашим словам, отгадать наш правильный код не получилось ни разу.

Второе

Весь кэмп был пронизан атмосферой евро, но лично у меня получилось поиграть не во всё запланированное. Например, после убер-долгой партии в Маракайбо, за которой сидела Оля, я не захотел к игре притрагиваться — может быть дома, если звёзды сойдутся. Их партия была слишком долгой, потому что две мамы то и дело отвлекались на детей. Но не на столько же! Их партия длилась семь часов, если что. Хорошая партия в Эклипс быстрее проходит.

Плотина, На Марс, Гайя, Брасс — я проигнорировал всё, что можно было.

Однако некоторые игры были в моём списке обязательными. И речь про Марко Поло 2: На службе Хана. Партия в неё была не первой, познакомиться с новой версией мне получилось ещё на BGA. Но хотелось опробовать вживую, чтобы понять — стоит ли её брать на полку, где уже лежит первый Марко со всеми допами.

Чем в первую очередь отличается вторая версия? Здесь неукоснительно надо путешествовать. Ведь раньше можно было легко идти по контрактам, теперь же до них надо дойти — они переехали в города. И рынок контрактов распылился на поле так, что для большего выбора надо больше посещать. Но не только из-за них требуется путешествовать. Теперь над городами можно увидеть гербы, и их сбор — отдельная мини-игра, которая в хорошем случае приносит где-то треть победных очков.

Понятное дело, что теперь читерными кажутся персонажи, дающие бонусы при передвижении. Насколько это верно на самом деле — остаётся проверять на деле. Вот только мы не привыкли играть так много в одни и те же игры, чтобы вывести реальную статистику. Но можно воспользоваться сервисом Boardgamearena. Может даже дойду до этого (но сам слабо верю).

Не от одного человека на кэмпе я слышал фразу: «Марко Поло плоская, по сравнению с Ньютоном». Оля попробовала его ещё в первый вечер, и тоже сказала, что они имеют похожие нотки. Вот только внешний вид у Ньютона проигрывает… всему. К третьему вечеру решил-таки опробовать её, и не зря.

Сеттинг в игре, как и оформление, привзяли абы как. На одном поле учёный бегает по Европе и разрбасывает кубики — то ли книги пишет, то ли со стендапом выступает. На втором поле его студенты выбирают, на каком курсе они бросят вуз. Оформлено это почему-то в виде дерева с трубопроводом внутри. Ну и расцветка у всего этого дела — «50 оттенков коричневого».

Печально, что хоть сколько-нибудь интересные евро оформляют так паршиво. Я уверен, что только из-за этого некоторые в моей компании даже не прикоснуться к игре, а она заслуживает внимания. Система действий, когда их сила может со временем расти; продвинутый декбилдинг,в котором покупки не совершаются просто потому, что надо; постоянная нехватка монетки/книжки/склянки — всё это даёт приятно покрутиться шестерёнкам в мозгу. Приятным бонусом идут отличающиеся финалки. Так, я по фану заспамил всю Европу своими кубиками, а сделай это с соответствующей целью на поле, то заработал бы побольше.

Собрат по беде — Виконты западного королевства. Это вкусовщина, но по мне персонажи оформлены, мягко говоря, не красиво. Настолько, что в период предзаказа я даже не смотрел в их сторону. Как и в сторону предыдущих игр в серии. Собственно, Виконты стали первыми, с кем я в западных королевствах познакомился. И есть в них нечто занятное.

Розыгрыш карт здесь тоже построен на нетривиальном строительстве колоды. Река действий на планшете, по которой «текут» персонажи, следит за возможной силой действий, бонусами и благочестивостью игрока. Строить колоду приходится из пяти рандомных рынков, что несколько огорчает. Но есть возможность хоть сколько-то их крутить, не покупая карты — «изгонять», воспользовавшись бонусом. Вот только бонус иногда может уронить благочестивость.

Эту реку сопровождает скачка Виконта по полю. Из четырёх возможных действий три посвящены путям развития, а четвертое является инструментом, помогающим в достижении задуманного. Соответственно, на старте именно карт с мешком — значком четвертого действия — больше всего.

Если начать приобретать молотки — можно больше строить зданий. Самая открытая стратегия, всем показывает максимальный профит с этого — 45 ПО, что для победы — маловато.

Если начать приобретать кресты — можно писать книги. Здесь имеет место сбор сетов, но количество книг не даёт полной информации о возможно заработанном, ведь некоторые из них дают плюшки на конец игры. Выбирать из всего не получится, доступны только верхние, поэтому рандом может как подпортить партию, так и устроить её.

Ну а если сделать упор на вензеля — можно отправлять крестьян в крепость. Здесь считать ещё сложнее. На разных этажах крепости они будут давать разное количество очков — от 1 внизу до 3 наверху. По этажам они перемещаются путём «деления трёх», и в этот момент есть возможность выгонять с крепости крестьян соперника. Разве что, на вершине они уже точно останутся.

А если не делать упор — можно оказаться в заднице, по всем фронтам. Именно так сделал я в первой партии. Тыкаясь, как слепой котёнок, я пытался успеть чуть-чуть везде, и не успел нигде. Единственное, что сделал полезного — так это сделал свой финальный счёт не таким позорным. В Виконтах возможно сделать это, путём уменьшения победного счёта у других. Кроме уже упомянутого выбивания из крепости, есть возможность спамить долгами (читай — штрафными очками) в руки тех, кто пошёл по бандитскому пути.

После такого знакомства было два варианта — больше не трогать игру, или таки воспользоваться первым опытом и сыграть вторую партию. Выбрал второе, и построил все здания (после чего уже увидел, что к победе это не ведёт). И сыграл бы ещё и в третий раз, нов нашей самарской компании её нет ни у кого. Подходим к главному — купил бы сам? Врядли. Для покупки я фильтр к оформлению включить не смогу.

Вот оформляли игры хотя бы, как Стамбул. Я в него дома редко играю (к сожалению), а здесь увидел Big Box, нашёл свободное время и с удовольствием разложил. Причём выбрал вариант, в котором играл когда-то при знакомстве — с первым, кофейным дополнением. На кофе взгляд многих и упал — в кофейном доме все рубины разобрали. Но, впервые, никто не воспользовался бревном. Вообще, партия протекала очень размеренно, будто все неспеша готовились к финальному рывку. У меня просто получилось сделать его первым. Ностальгически вздохнув, решил, что свою копию продавать не буду. И это замечательный вывод.

Десерт

По понятным причинам, своих игр я взял мало. И все только потому, что кто-то попросил их привезти. Урланд так до кэмпа и доехал. Это уникальный ареа-контроль и не только из-за механики хода игроков, где первый и второй — просто наблюдатели. Здесь очень важно умение анализировать происходящее на поле.

В нашей партии Андрей показал, что большинство вариантов можно просчитать так, что победа практически в кармане. А вот мои способности к анализу куда-то подевались — к середине партии мои ихтосы не принесли ни одного очка. Потом они чуть-чуть реабилитировались, но было уже поздно. И то, что их к финалу было больше всего на суше, уже ничего не решало. Это была жёсткая партия, если честно, даже не ожидал, что игра на такое способна. Потенциал то её ещё до конца не раскрыт!

Но если в Урланде хотя бы видны границы возможностей, то в Pax Pamir сам чёрт ногу сломит. Тоже ареа-контроль, но ещё более воинственный и приносящий победные очки достаточно нетривиальным образом.

Начнём с того, что в Памир я уже играл пару лет назад, только в первую редакцию. Она ультра-минималистична: вместо поля в ней шесть карт, вместо армий/дорог — деревянные кубики. Но механически они один в один. Если честно, не знаю, менялось ли что-то в процессе. Визуально она теперь эстетичнее. Чего стоит только поле на ткани!

Процесс построен на том, что игроки не принадлежат к фракциям, воюющим на поле. Историческая справка: в Пакс Памире отображён период Большой игры, когда Британия и Российская империя соперничали на территории Южной и Центральной Азии. В нашем случае — конкретно на территории Афганистана. Так вот, на поле сталкивается три стороны, а игроки при этом могут примкнуть к любой. Как бы, являясь местными царьками, они вольны выбирать себе более предпочтительного покровителя.

Подсчёт очков в партии протекает максимум 4 раза, и возможно 2 разных сценария подсчёта: между сторонами разброс и шатания или одна из сторон доминирует. Понятное дело, что одним игрокам выгодно первое, другим второе, и между ними происходит своеобразное перетягивание даже не каната, а одеяла. Например, к концу нашей партии все игроки переобулись и поддерживали Афган, как истинные патриоты. Потому что выставить столько же армий и/или дорог ни британцы, ни русские не могли.

К победе все шли больше на интуиции, чем на стратегии. Потому что, как именно здесь идти к победе — понять сложно. А вот играть достаточно просто, все мелочи завязаны друг на друге так, что одни детали не дают забыть о других. Для понимания, игру необходимо изучать, знать какие карты могут выйти, как соперник может навредить и чем чреват ваш ход. Кажется, для этого нужен минимум десяток партий.

Куда больше понимания в игре про логику и дедукцию в космических масштабах — The Search for Planet X. Поиск планеты Икс похож по сути на Алхимиков, только здесь отсекли всё лишнее. Чтобы как-то оценивать разный вес действия, авторы воспользовались механикой из Пэчворка: всегда ходит тот, кто позади остальных. Это сделано, чтобы игроки имели примерно равные шансы на вычисления, ведь здесь одна информация заведомо полезнее, чем другая. Получаем мы её из приложения, а записываем на личных листочках. Если бы не поле с жетонами, игра была бы отличной альтернативой ролл-н-райтам по компактности (и можно было бы играть даже в авто). Прм хочется сделать ей компактную версию.

Однако, игра построена так, что поиск самой Планеты — не единственный путь к победе. Даже наоборот, победитель может до последнего не знать, где именно искомый объект. Зато по-хорошему, вовремя сделать предположения, касательно других объектов на небосклоне.

Получаем информацию мы из приложения, а записываем на личных листочках. Если бы не поле с жетонами, игра была бы отличной альтернативой ролл-н-райтам по компактности (и можно было бы играть даже в авто). Прям хочется сделать себе компактную версию.

Bubble gum

Игр наполнителей на кэмпе, как ни странно, не хватало. Почему-то только в последний вечер вспомнили и достали Класк, который заполнил время перед отъездом (и показал, какой я рукопоп). Почему-то только ночью доставались Братья по оружию, попав в разряд пати.
Ну хоть Экипаж выручил пару раз. Правда, долго это не продолжалось — партии протекали как никогда по маслу, что после пятерки миссий было не интересно продолжать. Мы ещё и миссии выбирали из первой половины, а до хардкора не добрались.

Дома не доходит дело, а вот здесь получилось — разложили несколько раз Каучук. Семеечка зашла, захват поля резиночками в серьезной компании совершенно отличается от игры с детьми. Но больше понравилось то, что наконец опробовал новые сценарии — я вообще раньше на них как-то мало смотрел, а ведь есть интересные варианты. Например, побег от извержения вулкана, где возможен вариант полного выбывания из игры. Меня в нём, правда, заклинило под конец, но это уже к умственным способностям претензия.

Так же не раз на столе появлялась Factory Funner, которую я теперь хочу себе в коллекцию. Строительство трубопроводов на краскосмешивающем заводе хардкорнее Каучука, здесь надо видеть неочевидные связи, а на этапе взятия машин это приходится делать ещё и быстро. А иногда получалось, что видимые связи оказывались невозможными, и это такой облом! Это очень ценные моменты, вызывающие яркие впечатления, которые не передаст онлайн-версия игры. К сожалению, на барахолке игра — редкий гость, а в магазинах, так вообще не найти, поэтому либо пользоваться экранной версией, либо ждать следующего кэмпа.

Чаевые

Не настолочками едиными отметился этот кэмп. Очень важным моментом было большое количество детей до десяти лет, с которыми отдельно занималась няня. Организаторы задумались над этим вопросом и привезли на мероприятие замечательного воспитателя. Юля занималась с детьми в развлекательной форме, дети ставили спектакль для взрослых, рисовали плакаты и тоже играли в настольные игры. Точнее, напольную версию игры Ква — увеличенную для того, чтобы можно было поиграть в активной форме.

Вообще на кэмпе всё было так, будто все на мероприятии уже давно друг с другом знакомы. Очень семейно и дружно. Даже если люди на самом деле впервые познакомились. Хотелось бы поблагодарить организаторов за такую атмосферу и с нетерпением дожидаться следующего кэмпа, на который точно хотелось бы приехать опять.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s