Настольная игра марафона-2020

Закрываем 2020 год. С удовольствием.

В 2020 году многие наши планы сорвала пандемия. Она посадила нас по домам, омтенила кучу конвентов (Игрокон, плак). Однако, год всё равно получился наполненным настольными игротеками. В этом году я сыграл в 154 игры, есть из чего подводить итоги.

Количество сыгранных партий, не сильно то меньше, по сравнению с прошлым годом 388 (390 в прошлом году), но тут поспособствовали и быстрые партии в Экипаж и Кодовые имена. Знакомств с новыми играми тоже почти равное количество — 82(89 в прошлом году). Понятное дело, свои коррективы ввел режим самоизоляции, когда количество встреч на поигранки резко сократилось. В норму всё ещё не вернулось, но хотя бы Настолкэмп состоялся. Какое-то количество партий перетекло на экран (в зачёт не идут), правда, это скорее из-за челленджа ИвН, чем по личному желанию. Есть и исключения — Поселенцы: Наброски империи и трилогия «Clever…», которые в смартфоне показали себя хорошим времязанимателем.

Кстати, про челленджи. Группа «Играем в Настолки» объявила в этом году челлендж, на который я подписался. Какие-то номинации были лёгкими, другие — сложными, третьи — спорными. Преодолеть этот вызов получилось, спасибо всем, кто в этом мне помог. Совсем иначе протекал личный вызов «полки без пыли». Во-первых, я о нём не сильно афишировал, и он был скорее для нас с женой, чем для публики. Во-вторых, пыль на полках-таки осталась. Целью этого вызова было сыграть во всё, что есть на моих настольных полках, а что не досталось — продать. Собственно, так на барахолку отправились не только те игры, что разонравились, но и вполне достойные Каверна и Брюгге. Жалко, но пусть лучше в них будут играть, а их место на полке займёт что-нибудь новое.

Пока не завершится этап с продажей, новые игры так и будут редкостью в моей коллекции. Да, при том, что новых игр на столе появляется много, и поток их не ослабевает, в большинстве случаев это игры живут на полках друзей. Моя же коллекция пополнилась всего на 12 игр. Некоторые игры как появились, так и ушли, их в счёт не беру. Но есть и те игры, о чьих отсутствии на полке я жалею. Например, о своей же игре года.

Игра российского автора

Замечу, на всякий случай, что Игра марафона 2020 — это не премия играм, вышедшим в этом году. Совсем нет, здесь я отмечаю те игры, которые в этом году отметились именно в моей настольно- игровой жизни, которую я с лёгкой руки прозвал Марафоном. Поэтому в разочаровании — игра 2016 года, да и игра года…


Вот и лучшей отечественной игрой у меня стала Агенты: Щит и Меч Николая Золотарёва и Яна Егорова. Кстати, в соперниках у неё была Cutterland, опять-таки авторства Николая. Но, с вырезанием земель у меня не сложилось, а вот с подбрасыванием жетонов в чужие мешки — очень даже. Агенты: Щит и Меч это антибегбилдинг, где мешок с жетонами мы строим не себе, а соперникам. Этот забавный инструмент создан для одного из самых концентрированных ареа-контролей, что я встречал. Лишнего здесь крайне мало, чуть разжижают обстановку агенты, однако хуже от этого игра не становится. Жалею только об одном — так и не собрал компанию на партию вшестером с дополнением, Большой игрой. Надеюсь, исправить ситуацию накануне нового года.

Разочарование года

Раз уж упомянул. В этом году я окончательно обозначил для себя нелюбимую механику. Колодостроение или deck building — не моё. Да, в некоторых играх я её как то терплю, например, иногда её спасает наличие поля и параллельных приблуд. Но иногда, эти апгрейды делают игру ещё хуже.

Так, самой ужасной партией года я назову партию в Eschaton. Колодострой с полем, в котором обещали «Тиранов подземелья, только лучше», а подарили гору даунтама, сложнопроходимую систему хода при лёгком процессе и нулях по всем показателям и легковесные столкновения на поле уровня Восьмиминутной империи. Это представьте, будто партия в ту же восмиминутку длится, как в Сумерки империи… Вот я как-то больше не хочу.

Сухарь года

Евро продолжили уходить на задний план. Знакомство с On mars»ситуацию не спасло — мозг поломал приятно, но себе заказывать в итоге не стал, а хозяин коробки свою продал. Подводные города в компании не зашли, а того, что они мне нравятся — мало, мне же ещё играть в неё с кем-то. Точно так же мимо компании прошли Грандиозное представление и Плотина — все сказали «ну норм» и пошли дальше. Их апатия перекинулась на меня и к евро появились легкое недоверие.

Но на кэмпе случилось знакомство с Cooper island, и что-то перещёлкнуло. Количество нюансов, необходимое для рассказа правил — велико, партия не из самых коротких, однако игра зацепила, и была единственной из серьезных, партию в которую на этом же кэмпе мы повторили (всякие пати не в счёт). А потом ещё и выкупили и привезли домой. Очень понравилась ресурсная система, где надо грамотно распоряжаться произведенными материалами, ведь скидывать их нельзя. А ещё и производство их на растущем вширь, а главное, ввысь, острове — может где-то уже встречалось, а для меня было новым. Из неё буквально приходится выжимать победные очки, не редко счёт колеблется у скупых 30-ти очков (и это уже круто), она позволяет крутить шестерёнки и комбить так, что этим просто приятно заниматься. Ну и вишенка на торте — победные очки так красиво интегрированы в процесс игры, что просто восторг. Собственно, после неё возродилась моя вера в школу евро — крест ставить точно рано.

Америтрешинка года

Америтреш же наоборот, всё чаще появляется на столе. Правда Бэтмен и Немезида, появившись в начале года, ушли куда-то в сторону, а так как они не из моей коллекции, то сильно посодействовать их возвращению я не смог. Зато переиграл в кучу Лафкрафтианы, вспомнив старые ужасы и познакомившись с новыми. Особняком здесь встал Ктулху Смерть может умереть, запустивший еженедельные (с перебоями) встречи на амери.

Но, не смотря на отличные весёлые партии с динамичным процессом, не он победил в этой номинации, а последующий следом Властелин колец: Странствия в Средиземье. Нонсенс, но насколько мне не понравилась вторая редакция Особняков безумия, настолько же мне понравился Властелин колец. Из видимых различий: я уже знаю каким должен быть путный мастер в Особняках из первой редакции, в ВК же сравнивать было не с чем. То что система приложения-ведущего в игре похожа, не портит впечатлений, здесь живого человека на место телефона не примеряешь. Кроме того, на пользу идёт карточная механика проверок, которая имеет куда больше глубины, чем кубики. Зная, что ещё осталось в колоде, более осознано идёшь в бой или уходишь от нежелательных ранений. Да, есть минус: режим кампании не самый гладкий, некоторые решения весят куда меньше, чем хотелось бы, но тем не менее, в этом году игра отличилась. Даже Оскверненный Грааль, кампанию в который мы проходим параллельно, не переплюнул Властелина в этой номинации.

Художественный текст года

Но, не отметить Оскверненный Грааль всё равно нельзя. Он тоже показал себя с хорошей стороны, и стал самой атмосферной игрой года. Да, америтреш плотно соприкосается с атмосферой, но сюда же можно занести и игры-детективы, типа Тайн Аркхема.

В Граале игровые механики показали себя со спорной стороны — нежелательный даунтайм во время чьих то встреч, тяжёлая поддержка Менгиров (здесь стоит упомянуть, что мы играем в четверо м) заставила нас перезапустить кампанию, некоторые члены команды были готовы её даже бросить… Но сюжет удержал. Мы облегчили себе жизнь сюжетным режимом и разрешенным поблажками, после чего игра стала приносить больше удовольствия. А всё потому, что подача истории в Граале достойна всяческих похвал. После перезапуска стало ещё интереснее, ведь мы выбрали совершенно другой путь и начали знакомиться с историей по иному. Это новый уровень подхода к книгам-играм, и я бы хотел видеть его и в других интерпретациях. Чуточку местной книги бы, да в Глум, мы бы его не бросили.

Легенда года

Легенда года — это когда хочется отметить игру, но в никакую номинацию она не влазит. Новинкой не является, ни амери, ни евро, ни отечественная, в дорогу не возьмёшь… Кстати, «Игра в дорогу года в этом году» по понятным причинам, отваливается. А в какую дорогу то?
Так вот, для меня легенда года 2020 — это игра Эклипс. Не буду уточнять, какая именно редакция, это не так важно.

Важно то, что такая долгая игра обычно раскладывалась в нашей компании раз в год. Но в этом году мне удалось сесть в неё аж 4 раза. Для кого-то это окажется мелочью, но мне в этом потоке игр 4 раза найти время на Эклипс — это очень приятно. Первая редакция у друга очень хорошего вида, обросла всеми дополнениями, органайзером и акриловыми накладками. Сейчас в ней ценны как раз фракции из дополнений, которых во второй редакции ещё ждать. Вторая редакция показала себя на кэмпе, она стала удобнее «из коробки», до кучи перебалансирована и… Впечатления дарит точно такие же, как первая редакция. Менять одну на другую не стал бы, а вот если первой нет, то вторая — тоже очень хороша.вот только себе не взял, побаиваясь, что будет лежать на полке без дела. Все-таки, пару раз в год — можно и в чужую поиграть.

Филлер года

Одно дело, когда весь вечер уходит на такую тяжеловесную игру, как Эклипс. И совсем другое, когда шесть часов вы рубитесь в филлер! Впечатления вызывают дежавю, когда-то в детстве так запоями проходили часы в подкидного дурака.

Сейчас же, такого достиг кооперативный преферанс — Экипаж: Экспедиция к девятой планете. Партии в него протекают от силы 10 минут, а самая быстрая вообще кончилась за 30 секунд. Но эти настольные семечки так сильно захватывают, что не хотят после себя уступать место ни серьезным играм, ни патигеймам. Это не «филлерское» поведение, игры этого типа раскладываются на 10 минут перед/после основного блюда и пролетают мимо. Но это и возвышает её над остальными. Теперь даже боюсь, что рядом с Экипажем уже нет места на полке Red 7 и другим карточным филлерам, мы их сейчас попросту не достаем.

«Откуда это здесь?» года

Неожиданностью года стала песочница про ковбоев и разбойников — Легенды Дикого запада. Известные личности той эпохи получили возможность заново написать свой легендарный путь, возможно, совсем иной чем в жизни (или произведении, откуда его взяли).
В неё прям тянет поиграть, не смотря на то, что она не сильно то и нравится. Редкая ситуация.


Возможно, в игре хочется разобраться, ведь в ней много разных путей к достижению легендарного статуса. Золотоискатель, ковбой, маршал, грабитель, кутила… Флешбеки из вестернов то и дело мелькают в голове во время партии. Масштаб истории одного человека принимается ближе, чем в космических Ксии или Внешнем кольце, и переносится на игрока легче. Всё-таки интересно смотреть за историей на столе, в которой все персонажи главные и повествуют о своих приключениях.
При этом, минусов игре хватает. Долгое ожидание хода рвёт повествование каждого на отдельные кусочки, а в единое полотно все истории не сшивает — вы хоть совсем не сталкиваетесь с другим игроком, никому до этого нет дела. Как при этом игра ещё привлекает меня — объяснить не получается, чистая субъективщина.

Детская игра марафона

Доросли. Дочка хочет играть с нами всо всё больший список игр и тяжело воспринимает отказы. Варианты с текстом ей приходится пока пропускать, но в таких играх, как: Марракеш, Каркассон, Каучук — она уже пытается быть полноценным соперником. Каппучино, хоть и топ, сейчас появляется реже, ждёт, когда подрастёт сын (который не даёт в неё сыграть спокойно).

Нет, мы не издеваемся над детьми, просто придерживаемся политики, что если уж играть всем, то и интересно должно быть всем. Поэтому из детских игр не скупаем всю продукцию HABA подряд. Вот очень зацепился взгляд за Почтальона Лягушонка, взяли его, и немного промахнулись — нам в него необходимо не играть, а следить за игрой детей (вот не уследили — и жетон короля теперь пожёван).

Совсем другая история с Пряниками. Играя в неё дети чувствуют сопричастность, и полноценно соблюдают правила, а взрослые получают хороший элемент случайности, который можно контролировать, в зависимости от желания. Без детей взрослым было бы играть слишком просто, а детям же наоборот — тяжело. Сейчас же самый баланс, за что игра и отметилась как детская игра марафона.

Игра Марафона — 2020

Ну и наконец, подошли к самой понравившейся игре года. Она отразила все основные мои желания, как игрока, в этом году. Не долгая длительность, отсутствие даунтайма, чётка структура действий, тесное взаимодействие, подсчёт очков, положительные впечатления жены…

И этой игрой стала Экспансия: Век Паруса. Да, Экспансия, как таковая, выходила аж в 2009 году, а Век Паруса это причесанная новая редакция, но со старой то я знаком не был. Поэтому во время знакомства с Хадарой не увидел откуда у местных треков развития ноги растут. Когда сыграл в Экспансию, увидел их почти в неизменном виде. После чего смело забыл о Хадаре, потому что кроме треков она предлагает только необычный драфт, который, как инструмент, не вытягивает оставшуюся игру в сравнении. Здесь же и на поле война, и за жетонами гонка, и у движка из зданий роль не малая.

Единственный минус Экспансии, который я сейчас вижу, так это то, что её нет в моей коллекции. Пожалуй, в 2021 я это исправлю.

В 2021 году…

Текущий год — во многом переломный. Он изменил отношение ко многим аспектам, и сделал это с размахом. Я завершил его подстать и ушёл со своей основной работы. Не перешёл на новую, а просто ушёл. Как минимум, ближайшее время я буду востанавливать ресурс — и эмоциональный, и физический. В тоже время постараюсь побольше времени посвятить и постам в блоге, и возвращению в разработку, которую временно ставил на паузу. Я всё ещё ищу, чем ещё могу наполнить местное пространство и с удовольствием приму советы.

Точно продолжу писать обзоры. Более того, появится больше рассказов про детские игры (помощники-то растут). Поменяю подход к ежемесячсному отчёту — отклика от этих статей мало, поэтому я их перенесу в Вк и сильно укорочу. Возможно, придумаю ещё что-нибудь.

На столе в ближайшие месяцы я уже вижу, как минимум три игры — Грааль, Средиземье и Ктулху, все три остановились на середине (у Ктулху впереди второй сезон). Программа амери запланирована. Кстати, ни про одну из них я ещё ничего отдельного не написал, а значит — всё впереди.

На первом месте из ожиданий — мероприятия. Я жду живые кэмпы, и оффлайн конвенты. Граникон, правда, уже объявили онлайн, а вот с Игроконом ещё не всё потеряно.

На этой скромной ноте завершаю последнюю статью 2020 года. Пожелаю всем самого актуального — не болейте. Счастливого Нового года!

Настольная игра марафона-2020: 6 комментариев

  1. >Я завершил его подстать и ушёл со своей основной работы. Не перешёл на новую, а просто ушёл
    Ха, хотелось так сделать, но не решился) и так и занимаюсь не любимым уже делом

    Нравится

  2. С Новым Годом) Интересный отчет, спасибо. Нам тоже очень понравилась Экспансия: Век Паруса поэтому прикупили и дополнение, но еще не успели в него сыграть.
    «Поменяю подход к ежемесячсному отчёту — отклика от этих статей мало, поэтому я их перенесу в Вк и сильно укорочу.» — Очень жаль, я с удовольствием читала каждый отчёт (один из любимых форматов статей про настольные игры) , а в vk читать уже не смогу🙁

    Нравится

    1. Отчёты не исчезнут полностью, всё-таки с них всё начиналось, я просто пересмотрю взгляд на них. Надеюсь, новый формат не будет уступать ежемесячным марафонам.
      Спасибо, за то что читаете, с новым годом! 🙂

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s