Отрезаем лакомый кусочек в Cutterland. Обзор игры

Обзор настольной игры Cutterland.

Резать карты — вандализм или оригинальная механика игры? Задуматься над этим нам предложил Николай Золотарёв, придумавший игру Cutterland.

Cutterland предлагает игрокам необычный опыт — во время партии им придётся портить компоненты игры! Я уже написал в самом начале, как именно — резать карты. Из вырезанных частей каждый будет строить свою страну — заповедник, населённый необычными существами.

Забавный факт: в разных частях мира, независимо друг от друга двум геймдизайнерам пришла в голову одна и та же мысль: а что, если мы будем резать компоненты игры, а затем составлять из них что-то интересное? Зарубежные товарищи в итоге придумали строительство милых парков, а российский автор — строительство заповедников с чудными существами. Акценты в играх смещены в разных направлениях, кроме того ножницы, как инструмент, приобрели разные роли.

В коробку с игрой их, вообще-то, даже не положили. Да, главный элемент игры надо будет найти на домашних полках. С одной стороны выглядит странно, с другой — у кого сейчас на полке не найдётся ножниц?! Так и не зачем покупать лишние.

В начале игры каждому игроку достаётся всего три карты (при игре вдвоём — четыре), и это на всю партию. Когда они закончатся — закончится и игра. Активный игрок — с ножницами в руках — режет одну из карт на три или четыре части (зависит от количества игроков за столом), отталкиваясь от своих желаний.

А желания, скорее всего, зависят от существ, размещёных на территориях. Существ всего ничего — шесть штук. Кракены едят всех вокруг, драконы довольствуются малым, но счастливы в парах, черепахи — эгоистичны, гоблины же предпочитают толпиться, кентавры любят побегать по просторным лугам, а лягушки просто корм. Все они, по итогу, приносят очки, а как и за что — информативно поясняет памятка.

Фигуры разрешено делать разных форм, главное — чтобы они были порезаны по клеточкам. То есть, по диагонали, или круглые земли вырезать нельзя. Прикол в том, что выбирать фигуру для себя активному игроку уже не придётся, он возьмёт то, что останется. Эта механика называется «я разделяю, ты выбираешь» (I Cut, You Choose). Суть её кроется в том, что игрок может поделить карту на заведомо хороший и плохой куски, вот только большая вероятность, что плохой кусок ему самому и придётся забирать. А значит, придётся делить так, что бы соперник оставил нужный элемент, например, предложив ему нечто вкусное. Ну или, портить ситуацию всем.

Механика лучше показывает себя на троих-четверых игроков, в дуэли же приходится добавлять костыль: карта делится на четыре части, из которых активному игроку достанется вторая и четвёртая. Это портит общий подход, но делает игру более стратегичной — всегда можно отрезать кусок, который с высокой вероятностью достанется активному игроку. По мне, в этом кроется одна из слабостей игры: механика раскрывается в большем количестве игроков, когда более рандомна.

Коробка с игрой Cutterland забита колодами карт, которые до поры до времени так и будут лежать в ней, ведь процесс игры задействует лишь несколько карт за партию. Но, при интенсивной игре, карты всё-таки кончатся. Для этого надо наиграть приличное количество партий. Не мудрено, если кого-то настигла такая напасть. Игра ему сильно зашла, и он не прочь продолжать в неё играть. Выхода из ситуации два: купить новые «картриджи» или играть уже порезанными кусками.

Картриджи — маленькие коробочки с дополнительными наборами карт, «Классика» предлагает продолжить играть в базу, «Грибница» добавляет новый вид существ, который, к сожалению, нельзя смешивать с базой. И если с картриджами всё понятно, то вариант с порезанными кусочками заставляет задуматься над сакральным.

Чем интереснее заниматься в этой игре? Пункта всего два: резать карты на разные фигуры и строить из этих фигур свою страну.

Первый элемент оригинален и захватывает своим вау-эффектом. Точнее, должен это делать. Совсем не удивительно, что некоторые игроки не увидят в этом ничего волшебного. И тогда инструмент резки превратиться скорее в обременительный, ведь кроме распределения вариантов выбора, их надо ещё и подготовить – порезать.

Второй элемент более традиционный – присоединение полимино друг к другу, основанное на соседстве территорий и существ. У игроков в этом случае минимальное количество ограничений. Нелья класть земли внахлёст, и надо соединить новую со старыми хотя бы по одной границе (не по диагонали)- на этом, собственно, всё. Нет наружных стен (разве что границы стола), штрафов за пустые зоны или поощрений за гармоничное строительство. Более того, в игре есть жетоны, которые могут объединить территории или разделить их — смотря как их положишь. Но важны только эффекты существ, которые дадут очки в конце игры.

И здесь важно даже не то, за что дают очки, а то, какие существа выйдут в эту партию. Например, можно выкладывать зелёные территории в один регион, но так и не дождаться кентавра, или пристраивать черепах и лягушек в один угол, но упустить единственного кракена. Строить стратегии с первого хода игрокам удаётся после нескольких партий. Там уже начинаешь оценивать все свои карты на количество существ и вероятность того, что какие-нибудь из них достанутся тебе же.

Так вот, второй элемент встречается в большом списке игр. Отличие одно — в них фигуры имеют со старта заданные формы. И, подходим к главному, без вау-эффекта с разрезанием карт, распределение готовых фигур выигрывает, потому что не требует лишних телодвижений от игрока. Об это споткнулись мы с женой. Инновационная механика её не зацепила, а мне приелась уже со второй партии. Как результат, внимание с этой коробки быстро перескочило на другие, более «юзер-френдли» игры.

Cutterland при этом ни капли не плохая игра. Смело порекомендую её в качестве гейтвея для знакомства новичков с настольными играми. Она великолепно подойдёт для игры с детьми (повзрослее моих), для которых процесс разрезания в этой игре долгое время будет на первом месте. Да и просто, в роли семейки в коллекции, где меньше подобных игр, чем у меня, игра сможет задержаться на долго.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s