Призвание — грабить поезда. Обзор игры Кольт Экспресс

Обзор игры Кольт Экспресс / Colt Express.

Кольт Экспресс — игра не новая. Она появилась в моей коллекции, ещё когда о её локализации даже речи не было. Сейчас же она издаётся на русском языке и пережила, как я понимаю, не один тираж. Со временем, на полки легли Лошади и Диллижанс, Маршал и заключённые, даже промо машина времени ДеЛориан из фильма Назад в будущее. Пост с распаковкой одного из дополнений на Тесере был в своё время одним из зачатков этого блога. Но вот полноценного обзора за всё это время я так и не написал. Собственно, исправляюсь.

В 2014 году издательство Ludonnaute выпустило на рынок игру про ограбление поезда на Диком Западе, где 3D-версия самого поезда играла в нём далеко не только декоративную роль. Автор игры, Кристоф Рэмбо, заявил, что в будущем игра пополнится тремя запланированными дополнениями. С первым на стол добавились Дилижанс и лошади, увеличивающие простор действий. Со вторым в игре появилась новая бандитка Мэй, возможность игры за Маршала, а вместе с ним вагон для заключенных, что в купе увеличило состав игроков с шести до восьми, с одной ролью «против всех». А вот третье дополнение «Индейцы и кавалерия» канули в лету (может к десятилетию игры?). Вместо этого, к игре вышло шесть маленьких коробочек, которые превращали каждого из персонажей Кольт Экспресса в бота, чем меняли условия партии для живых игроков.

Спагетти-вестерны в настольных играх пользуются у меня спросом. В начале хобби это доказал Бэнг, а в наше время — Легенды Дикого Запада. Насколько я помню, до покупки Кольта я не читал правила игры, а купился именно на тему и необычное поле. Но в коллекции она закрепилась не поэтому. Большую роль внесла механика программирования, где игроки сначала планируют свои действия, а потом уже смотрят эпизод сериала про нерадивых головорезов на столе. Процесс демонстрации происходящего цеплял больше всего своей «киношностью». Передать их в обзоре сложно, но я попробую.

Призрак

С детства я слышал от братьев, что в нашем деле нельзя раскрывать своих намерений вплоть до последнего. Они отлично обучали этому, не зря же теперь люди знают меня, как Призрака. Может на поезд я и попал в последний момент, но мне это не помешает сорвать свой куш.

Мы уже несколько часов ехали в направлении Далласа, когда в вагоне начался шум. Я не один решил здесь поживится, но компаньоны мне достались совершенно не разбирающиеся в искусстве красивых ограблений! В хвосте поезда раздались выстрелы, кто-то закричал по-испански. Видимо, пора заняться делом. Джентльмен, сидящий рядом, даже не заметил, как расстался со своим перстнем, а я же ловким движением закинул побрякушку в карман и достал револьвер…

Игра длится пять раундов, поделенных на две фазы В начале раунда  игроки тянут карту, которая показывает, по каким правилам следует разыгрывать карты в первой фазе. Все бандиты, набирают руку по шесть карт и по часовой стрелке разыгрывают карты действий, которые хотели бы совершить во второй фазе. Есть вариант разыгрывать по карте в открытую, в закрытую, по две карты или против часовой стрелки. Есть вариант вместо розыгрыша, добрать ещё три карты в руку, если там совсем нет того, чего хотелось бы.

Но у Призрака есть возможность в каждом раунде  выкладывать самую первую карту в закрытую, независимо от  условий. Сильный бонус, ведь только он знает, что совершит в начале. Это даёт большую фору в реализации запланированного: игрок может совершить то что хотел с большей вероятностью, чем остальные, даже если ходит последним. При этом, он не раскроет остальным своё действие, а значит не даст твёрдой опоры для выбора карт соперникам. И так — в каждом раунде.

Док

Я всегда отношусь к делу обстоятельно. Пока остальные мои «коллеги по цеху» просто скачут по прериям в поисках мимо проходящего локомотива, я смотрю расписание в ближайшем городке и подъезжаю ровно к его приезду. Когда в поезде началась неразбериха, я заметил чуть больше, чем остальные.

В углу сидела семья, казалось бы, ничем не примечательных итальянцев, вот только матушка поздновато прикрыла колье. Я направился в её сторону, как неожиданно увидел ствол у бешеного Джанго в руках.

«Упс, док!» — только и сказал бывший раб, стреляя в меня. Выстрел был такой силы, что ноги не удержали тела и я вывалился через окно в следующий вагон. Хорошо, что жив остался! Вот только в этом вагоне грабить было уже некого…

В начале каждого раунда все берут по 6 карт, и лишь док тянет сразу семь. Теоретически, потянув три карты вместо первого хода, он имеет ВСЕ карты действий на руке и может делать, совершенно что хочет. Да, в начале игры у игроков всего десять карт в колоде, а в процессе партии если она и становится толще, то только за счёт пустых карт — выстрелов, засоряющих руку.

Соответственно, в последующих раундах, когда в дока стреляют, этот эффект слабеет и сходит на нет. Поэтому бонус Дока не такой вкусный, как может казаться, ведь его пик возможностей в первых раундах. После хорошей взбучки его колода может серьезно наполниться хламом, и вытащить семь выстрелов вместо шести — такое себе преимущество.

Тем не менее, он может выбирать из чуть большего количества карт, чем  ему выгодно пользоваться в начале партии. Отбежать от остальных персонажей, что бы как можно дольше пользоваться своей особенностью результативно, и в одного щипать пассажиров поезда — вот тактика игры за Дока.

Бэлль

Неухожие мужланы. Они только и делают, что размахивают стволами, пока достопочтенные джентльмены успевают спрятать свои золотые часы у себя в сапогах. Я знаю, что у них в кошельках, ведь они сами выставляют на показ свои сбережения, пока не узнают, что я пришла их отобрать, не дожидаясь свидания.

Маменька думала, что выдаст меня замуж за доктора и обеспечит счастливой жизнью на долгие лета. Но доктор оказался липовым, и вместо роскошного особняка из нажитого имущества имел только саквояж с инструментами и пару револьверов. На счастливую жизнь пришлось зарабатывать самой, но научить меня чему-нибудь в детстве родители забыли, а для борделя я слишком благочестива. Поэтому набралась у Дока опыта и пошла с ним, под ручку, «забирать у богатых и оставлять себе». Замуж за него я, конечно, не вышла.

В команде каждый млеет от моего взгляда. Пользоваться этим — первое, что посоветовал мне несостоявшийся муж. Поэтому то он иногда и получает шальную пулю в ногу во время дела — мальчики на всё готовы ради лишней улыбки.

У каждого бандита одинаковый набор действий. Самое простое — движение вниз и вверх. Если персонаж наверху — он обязан спуститься в вагон, если внизу — подняться на крышу. Запланированные действия — закон, и отказаться от такого по своей воле — нельзя. Вот если что-то выполнить нельзя, то пожалуйста.в ту же степь — движение вперёд и назад. Внутри вагонов можно передвигаться только в соседний, по крышам же можно бегать на один дальше.

Так же просто забирать деньги. Если в вагоне есть мешок, рубин или чемодан — игрок просто забирает его на свой планшет. Чемодан содержит в себе  1000$, рубины стоят по 500$, а вот в мешках — может лежать от 250 до 500 $. Только из-за мешков игроки хранят нажитое рубашкой вверх, не показывая остальным игрокам свою добычу, что бы сохранить хоть какую-то интригу.

Существует промо (которое я тоже хочу себе) — проклятые деньги. Оно включает в себя почти пустой чемодан, фальшивый рубин и настолько же бесполезные мешки. Вот с ним интрига выросла в разы! Но, в базовой коробке этой добычи, к сожалению, нет.

Поинтереснее — действия удар и стрельба. Не смотря на то, что грабим мы поезд, с компаньонами мы не очень дружим, и если бьём или стреляем, то именно в них. Драка нацелена на то, что бы сломать запланированную программу сопернику сейчас, выстрел же  — засоряет руку для выбора действий в следующих раундах. Прелесть Бэлль — её не выбирают целью этих действий, если можно выбрать другую в этом вагоне. Отсюда понятное преимущество этого персонажа, ведь у неё больший шанс выполнить свои планы до конца. Но, это если рядом с ней кто-то есть. Бэлль просто необходима толпа, что бы затеряться в ней. Чем меньше игроков за столом,  тем её свойство бесполезнее.

Шайенн

Белые пришли в нашу деревню ещё до моего рождения. Говорят, до них наш народ был великим, но я застала только племя кочевников, торгующих последним, что осталось. Отец рано покинул нас с братом, отправился в роли проводника на юг с отрядом и просто не вернулся. Мама этого не пережила.

Я не предавала своё племя. Но от него почти ничего не осталось, а выживать было как-то надо. В детстве брат звал меня Лисья рука, за то, как ловко я доставала кур с чужих ранчо. Я выросла, и место курятников заняли карманы белокожих. В них можно найти больше, чем курицу.

«Бей своих, чтоб чужие боялись». Так можно было бы охарактеризовать действие Удар, если бы на поезде, хотя бы в виде картинок, были пассажиры. Ведь бьём мы других бандитов, которые, вроде как,  наши компаньоны. Бить кого-то можно только в том же вагоне, в котором стоит персонаж, активирующий это действие. Если там никого нет, то можно в полных красках представить, как он разносит мебель в вагоне. Если же есть…

Во-первых, ударом игроки выбивают друг у друга нажитое не честным трудом. На пол роняется один жетон добычи (выбирает ударивший), который можно потом присвоить. Шайенн, единственная, кто присваивает чужую добычу себе сразу, не тратя на это лишних действий. Правда, делает такое она только с кошельками, драгоценности и чемодан должны упасть на пол.

Во-вторых, ударяя соперника, бандит отталкивает его в соседний вагон. По идее, это сильно ломает планы потерпевшего, ведь он строил планы относительно своего предыдущего местоположения. Не всегда, но такое можно предвидеть, тогда данным передвижением можно даже воспользоваться. Тем не менее, основная задача драки именно сбить программу другого игрока. Шайенн должна пользоваться этим чаще остальных, у неё наибольший профит с этого действия. Правда, для этого она тоже должна гулять рядом с другими игроками, и в большой компании свойство работает лучше. Но даже с минимумом игроков оно более полезно, чем у Бэлль.

Туко и Джанго

Горячая мексиканская кровь привела меня в это дело. Да, в юности я хотел вести маленькое хозяйство, но когда на ферму пришли разбойники, я защищался голыми руками. Кровь на руках не испугала, а раззадорила, и я понял — не спокойная жизнь приносит мне удовольствие, ой не спокойная.

Забрав амуницию банды, напавшей на ферму, я отправился в поиски приключений и столкнулся с «родной душой», Джанго. Он всё время лепечет что-то про свою свободу, но я то знаю, что не ради неё он стреляет в людей из своего дробовика…

В отличии от удара, стрелять можно только во врагов из соседних вагонов. На крыше — дальности выстрела вообще нет, стрелок с локомотива может попасть в персонажа на последнем вагоне, если никто не стоит на линии видимости.

Выстрелы Джанго несут дополнительный эффект — они отталкивают соперника по направлению выстрела в соседний вагон или на крышу, если действие происходит наверху. Ничего, кроме как поломать планы, этим действием добиться нельзя. То есть собственного профита игрок не получает, из-за чего эту способность считаю одной из слабейших. Самое главное, она не становится сильнее при изменении количества бандитов на поезде.

Действие выстрел, как и удар, выполняет несколько функций.

Во время партии, игроки засоряют соперникам руки картами пуль. Это небольшой элемент колодостроения, где на руку из новых карт приходят только плохие. Делается это для того, что бы игроки тратили действия на дополнительный добор карт, тем самым, меньше разыгрывая в раунд.

Его значимость больше чувствуется при игре в экспертный вариант. В нём появляется некое подобие стратегии, карты из сброса не перемешиваются с колодой, а ждут, когда та закончится. Соответственно, выстрелы обязательно попадут в руку, и обстрелянному игроку точно будет тяжелее в будущем. Этот вариант игры годится для тех, кто хочет превратить Кольт Экспресс в нечто большее, чем семейное пати-ограбление.

В конце партии игрок, сделавший больше точных попаданий, то есть отдавший большее количество своих карт пуль,получает награду в 1000 $ и звание Лучшего стрелка. При обычном финальном счёте около 3000-4000 (у победителя), это приличная сумма, за которую стоит побороться.

Туко — единственный, кто может стрелять не только вперёд, но даже через крышу. Как раз ему бороться за эти деньги, как мне кажется, стоит в первую очередь. Его стрельба вниз/вверх не столько для засорения чужих рук, сколько для увеличения диапазона попадания, ведь в игре часто пули летят в никуда. Ну и опять, чем больше игроков, тем больше вероятность, что его выстрелы найдут цель.

Маршал

Ещё с утра Сэм Форд сидел в офисе шерифа и смотрел на доску объявлений. на которой висели изображения шести головорезов, местной банды грабителей. И он совершенно не планировал сталкиваться с ними, а уж тем более разыскивать — было задание поважнее.

Он взял со стола билет на поезд, чемодан забитый деньгами, который надо было перевезти в банк Далласа, и направился к выходу. Перед дверью маршал затормозил. Опять кинув взгляд на доску, он вздохнул, вернулся к столу и взял из ящика в нём второй револьвер. Разыскивать банду он не будет. А они его?

Последнее действие, которое доступно каждому игроку — продвинуть в соседний вагон маршала, Сэмюэля Форда. Защитник поезда приобретёт больше возможностей во втором дополнении, а пока — это внеигровой персонаж, активируемый всеми игроками. Его перемещение приводит к результату только если в вагоне, куда он пришёл, стоят бандиты. Тогда он сразу же начинает стрелять — пострадавшие игроки кладут в свои колоды по карте пуль маршала. Ну и оставаться в его вагоне преступники не желают, они тут же перемещаются на крышу вагона.

Вагон с Маршалом не ограбить, в него можно входить, но эффект будет такой же, как если бы он пришёл сам. Служитель порядка, как не парадоксально, наводит беспорядок на столе — он ломает планы игрокам и путает карты на будущее. Кроме того, на нём завязаны некоторые эффекты раундов.

Вообще, играть с ними рекомендуют не сразу, но мы в своё время это проигнорировали. События достаточно простые, но инфографика не запоминающаяся ни разу, первые несколько партий приходилось лезть в правила вспоминая, что значат значки. Они добавляют минимум стратегии (в этом раунде лучше закончить на крыше), не мешают планам и просто чуть-чуть насыщают игру.

Кстати, в русской версии Маршала обозвали Шерифом. А он вовсе не шериф!

Хоумрул от автора

В 2019 году Рэмбо написал статью, где привёл статистику побед за персонажей игры. Для этого были взяты данные с BGA (где можно сыграть в Кольт Экспресс онлайн), основанные на результатах более 97000 партий. По ним в процентном соотношении самым сильным оказался непредсказуемый Призрак (26), а самыми слабыми — стрелки Джанго (17) и Туко (16). Разбег не самый большой, но автор предложил решение данной «несправедливости». Если что, оно работает на базовую игру, умеренно подходит для игры с Лошадьми и Дилижансом, но уже не котируется вместе с Маршалом и Заключёнными.

Так вот, в начале партии игроки распределяют роли между собой, начиная с последнего игрока и против часовой стрелки.  В конце игры, все вычитают деньги из своей прибыли, согласно списку на доске «Разыскивается…»:

  1. Ghost: 500 долларов
  2. Belle: 250 долларов
  3. Cheyenne: 250 долларов
  4. Doc: 200 долларов
  5. Django: 50 долларов
  6. Tuco: 0 долларов

С этим штрафом Призраку уже не так легко убежать вперёд по очкам, ведь 500 долларов — это два дешёвых мешка (или целый рубин), которые ещё надо раздобыть.

Поезд отправляется

Кольт Экспресс — одна из моих любимых игр, которая может и не получила бы от меня столько внимания, если бы я познакомился с ней только сейчас. Игра весёлая и бесшабашная, но подойдёт не всем. Как и многие другие компанейские игры не на придумывание слов, она может быть испорчена особой въедливостью игроков. Скрупулёзно всё запоминайте, подсчитывайте вероятности и никакого удовольствия от партии не получите. Но совсем бездумно шлёпать картами тоже не советовал бы, мы же тут поезд ограбить пытаемся! Вполне возможно такое развитие событий, в котором у одних игроков получается выполнить всё запланированное, а у других наоборот, всё ломается.

Игра представляет из себя патигейм на программирование действий, генерирующий уйму весёлых ситуаций за счёт происходящего хаоса и разрушенных планов. Это лучше раскрывается в партиях большим составом. Меньше, чем вчетвером, я за неё никогда не садился и рекомендовать не буду. И это не смотря на то, что в правилах имеется даже правило для игры вдвоём, где игрокам достаётся по два бандита. Больше чем вшестером это сделать можно, включив в игру второе дополнение. Вообще, дополнения игре нужны.

Однако, с ними игра становится ещё менее транспортабельной. Разбирать 3D-поезд после каждой партии — то ещё удовольствие, и никто так не делает. Из-за этого компоненты дополнений никак не уместишь в базовой коробке. Ещё, специфика конструкции обязывает обходиться с коробкой максимально аккуратно — раздавить вагоны в случайной тряске не очень хочется. Именно поэтому игра стала появляться на столе чаще именно сейчас — с приобретением авто я более спокоен за её транспортировку. До этого же она была буквально невыездной, и доставалась один-два раза в год.

Но в двух словах о дополнениях не скажешь, поэтому я посвящу им отдельную статью. Надеюсь, что она выйдет не через пять лет, а в ближайшее время.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s