На стол — под воду. Обзор настольной игры Подлодка

Обзор настольной игры Подлодка/ U-BOOT The Board Game.

Как вы относитесь к настольным играм, в которых вам предстоит поработать? В которых после партии вы чувствуете облегчение, как после тяжёлого трудового дня? Которые дарят не удовольствие, а превозмогание? Раньше я сталкивался только с одной такой игрой, кооперативом Это моя война. А сейчас на моей полке живёт ещё одна игра, подходящая под это описание, и это — Подлодка.

U-BOOT — игра со сложной темой. Она переносит игроков на борт подводной лодки во времена Второй Мировой войны, и совсем не на сторону Союзников. Симулятор подлодки старается перенести самые важные аспекты службы на стол. Авторы постарались уместить как можно больше реальной информации, поэтому правила получились сложными. Настолько, что каждому игроку отвели свою роль, что бы в течении одной партии он не пытался выполнять всё. Так получился кооператив с асимметричными ролями, в котором общих правил слишком мало. Более того, игра протекает в реальном времени, за чем следит мобильное приложение.

Встречают по обложке, а игру — по компонентам. И первое, что огорчает -отсутствие органайзера. Не всегда я нуждаюсь в органайзерах, обычно мне вполне хватает зип-пакетов для хранения игры. Но здесь не хватает какого-нибудь устройства, для безопасного транспортирования игры.

Претензия эта возникла из-за 3D-поля, выполненного в виде борта подводной лодки, по которому перемещается экипаж. Каждый игрок управляет командой из восьми персонажей, отображённых, однако, всего четырьмя фигурками. Объясняется это просто: моряки работают в две смены, и пока одни работают, другие спят. То, что во время пробуждения, новая смена «неожиданно» оказывается на тех же местах — местная условность, которую даже корректируют отчасти разной специализацией у моряков с одним и тем же символом. Что бы новая смена передислоцировалась, не смотря на то, что уже расположена на местах.

Принцип для перемещения у всех одинаков: для того, что бы член экипажа выполнял нужную работу, он должен находиться в правильном месте, дойти до него он может только в момент приказа командира. А вот сама работа уже отличается, в зависимости от роли игрока. Кстати, в этом отражается первое неудобство Подлодки: в партии обязательно должны участвовать все четыре роли, а значит, по-хорошему, за столом надо собираться вчетвером. Или нет? Отвечу чуть ниже.

Для первых впечатлений от игры требуется сыграть несколько партий, попробовав себя в каждой возможной роли. Постараюсь так и сделать в этом обзоре.

Главный механик

С подлодкой во время похода может случиться многое. Даже без боевых действий, требуется следить за работой кучи систем, от торпедных отсеков до гальюна. Ядовитые газы, пожары, удары током — опасности, которые грозят всему экипажу, и устранять их — первая задача главного механика.

Все моряки под его управлением имеют специализацию ремонта и большую часть времени заняты исправлением неполадок разной тяжести. Иногда их отвлекают на изменение скорости или глубины, но будем честны: чаще всего они заняты ремонтными работами.

Главный механик отвечает за «погоду в доме», он больше всех остальных манипулирует со столом — постоянно выкладывает какие-то жетоны на тот или иной отсек, переносит запчасти с одной точки на другую, перекладывает карты инструментов в ящиках. Да, у этого игрока фидлинга на всех четверых хватит!

Правда, если остальные несут службу хорошо, то главный механик ведёт только штатные работы, что для игрока превращается в унылое времяпровождение. В этой роли буквально хочется, что бы корабль напоролся на какой-нибудь эскорт кораблей, под обстрел, ведь там начинается настоящая игра! Хотя, на самом деле, всего лишь решение головоломки.

Когда в корабле обнаруживается пробоина, игрок достаёт план подлодки и пытается сложить по порядку затопленный и соседние с ним отсеки. Сложность в том, что детали этой головоломки слишком похожи друг на друга, а времени на решение всего две минуты. Вообще, две минуты, это много, но в условиях общего аврала этот временной промежуток кажется очень коротким. А пробоины получаются именно в самых жёстких ситуациях.

Лишь второй затопленный отсек приравнивается к поражению, но и с одним таким играть становится тяжелее: его приходится обходить, и сделать это возможно только в надводном положении. В общем, если такое случается в первой половине миссии, то можно сворачивать игру , или тупо плавать по морям, не нарываясь на врага, но зачем так играть?

На самом деле, на механике завязано не так много. Если вдруг на партию собралось меньше четверых игроков, то именно эту роль можно отдать «в нагрузку», например, командиру. А если собралась полная компания, то надо прям нарываться на неприятности, что бы ему было не скучно. Ну или сидеть, курить.

Командир

Если главный механик — этакий аутсайдер игры, то фаворитом её является командир. Без его ика на подлодке не делается ничего. Более того, этих «иков» у него — ограниченное количество, за которым следит шкала приказов, поэтому каждую команду следует основательно обдумывать. Например, команда перемещения по кораблю — смена позиций — делается для всех игроков сразу, и если кто-нибудь забудет отправить своего моряка в необходимый для дальнейших маневров отсек, то на это маленькое перемещение потребуется опять тратить целый приказ.

Именно командиру приходится взвешивать решения и выбирать, на что отдавать приказ, а на что временно отложить. Командир играет в распределение потраченных действий всей команды: без отданных приказов моряки даже на своих местах будут «курить бамбук».

За эту роль важно не только отдавать приказы, но и правильно их оптимизировать. Шкала приказов не заканчивается на последней ячейке, всегда можно воспользоваться «сверхурочными», а точнее, шкалой боевого духа. Часто её использовать не желательно, лишь в крайних случаях, например, во время боевого столкновения.

Командир — официальный альфа-игрок в этой партии. Он не сможет отвечать совершенно за всё, но важные решения ложатся на его плечи. Игроки могут видеть логичность в том или ином действии, но оно будет нелегитимно пока командир не передвинет жетон на шкале приказов. Редкая игра, в которой лидерские качества игрока в жизни выступают обязательными для кооперативной игры. Обычно, «альфачество» в этом жанре принято ругать.

Харизма командира влияет на стиль игры экипажа. Недалёкий, но жёсткий лидер может привести к поражению. А мягкий, но советующийся с остальными, может осторожно привести к выполнению миссии. И наоборот. В постоянной компании, которая решит пройти всю связанную кАмпанию Подлодки, роль командира стоит вручать лишь после знакомства со всеми ролями каждым из игроков.

Шок, но командирская роль — третья по сложности в этой игре. Она интереснее механика потому, что перед игроком будут стоять дилеммы поважнее, чем «починить гальюн» или «провести ТО торпедного отделения». И важность эта заключается в исходе. В случае механика, он пригонит моряков в одну или другую локацию, а старпом начнёт ремонт — на общую миссию не влияет, кризиса на корабле не вызывает. В случае командира же старпом направит подлодку плыть в какую-либо сторону, и кто знает, что ждёт экипаж там — слава или морская пучина? Кстати, заметили, что решения обоих предыдущих персонажей приведут к старшему помощнику? Пора и с ним познакомиться.

Старший помощник

Есть у вас в компании такой человек, который даже во время интереснейшей партии достаёт телефон, и утыкается в экран? Так вот, здесь этому игроку отвели отдельное место. Старший помощник всю партию пялится в экран телефона, потому что следит за приложением, без которого играть не получится.

Приложение следит за очень большим пластом игры. В самом начале, в нём отмечается, какой уровень сложности будет у игроков во время партии. Здесь, кстати, можно обнаружить интересную особенность: для каждого игрока можно выставить разные показатели. Главный механик может работать на тяжёлом уровне чуть ли не с первых партий (может хоть на нём ему будет, что делать на борту), а Штурман будет набираться опыта дольше, и лучше подольше играть на лёгком, что бы привыкать к системе.

Вся миссия в руках приложения. Оно знакомит игроков с целями на партию, с особенностями местности, с наличием боеприпасов. Оно оповещает о поломках, требуемых техосмотрах или о вражеских судах на радаре.

В руках старшего помощника находится очень многое: Кроме своих обязанностей он ещё и наблюдает за окружением, что как бы в ведомстве штурмана, и стреляет по врагам, что больше выполняют персонажи капитана, следит за ремонтом, что непосредственная работа механика. Роль старшего помощника в Подлодке можно назвать «в каждой бочке — затычка». И важно игроку соответствовать этой роли.

По-моему, самое главное, чем старпом распоряжается, так это временем. Игра протекает в реальном времени, и если её не ускорять, то она может занять двое суток (серьезно). Но, нет смысла её не ускорять (если только вокруг вас не подлодка). Поэтому в игре есть возможность просто ускорить движение (на среднюю и большую скорость) или совершить переход. Первое — просто перематывает время в пути, второе — сокращает игру до ближайшего уведомления. Важно понимать, что за пропущенное время игроки могли обсуждать возможные стратегии и насущные вопросы. Возможна и обратная ситуация, когда прямо во время боя игроки не могут прийти к единому мнению, можно просто поставить игру на паузу. Распоряжение временем в игре — важный момент, для лишней кризисности можно «забыть» про кнопку пауза и действовать в ускоренном темпе. Правда, так можно очень быстро воткнуться, например, во вражеский корабль.

Что бы старпом хоть иногда выглядывал из приложения, на него повесили ещё одну обязанность: следить за здоровьем сослуживцев. Эту функцию вывели за рамки телефона, оставив на совести самих игроков: ранения и смерть моряков никак не отображается на экране. Да, как по мне — это минус, игра не заметит, если на борту трупы продолжают выполнять свою службу. Тут речь даже не о специальном читерстве, а о случаях, когда игроки пропустили или не заметили мелочь, влияющую на здоровье персонажей. Претензия не имела бы места быть, если бы в игре не было приложения, отвечающего за большой пласт игровых механик. Ну такое уж могли бы и добавить.

А вообще, приложение в Подлодке — один из лучших примеров применения данного девайса в настольных играх. Оно не крадёт внимание у стола, превращая в мобильную игру с приложением (привет, Особняки), вместо этого добавляет атмосферы за столом — во время наблюдения каждый хочет покрутиться, осмотреть окрестности, а во время обнаружения эхолотом всем приходится затихнуть, потому что микрофон реально ловит голоса игроков. При этом он берёт на себя кучу операций, не нужных на столе — слежение за углами, готовность орудий, очередное время ремонтов, смена постов и другие мелочи. Очень уместное применение.

Штурман

Если у вас слабость в ориентировании, то эта роль не для вас. Штурман — отвечает за навигацию корабля. Без его указаний подлодка может приплыть на берег, и никогда не попадет торпедами во вражеский корабль. Самое важное, что надо знать — с его указаниями подлодка ВСЁ РАВНО может приплыть на берег и никогда не попасть торпедами во вражеский корабль.

Он координирует команду по затрачиваемому на путь времени. Линейка у штурмана не с сантиметрами, а с часами — она показывает, сколько уйдёт на путь если корабль под водой, сколько — если над водой. Под водой она ещё и учитывает севшие батареи, засечки на ней заканчиваются на 12 часах, когда обязательно надо будет всплыть, что бы их заряжать.

Кроме линейки у него имеются и другие инструменты. И если диск атаки смотрится ещё по-настольному, то транспортир… Это просто, картонный транспортир. Да, он нужен для определения курса подлодки, но видеть его в игре — достаточно дико.

Игра за Штурмана — очень умная. Ему требуется считать возможные углы движения вражеских кораблей и высчитывать курсовой угол для нужного поворота и правильного выстрела в противника. В этом помогает диск атаки — представляющий из себя три круга, которые можно поворачивать по одной оси. Для опытных игроков, эти круги можно составить менее очевидной стороной (мы этого так и не делали).

Роль Штурмана самая важная в игре. Если он даёт неправильный курс игроки могут уплыть в пустоту или вписаться в берег. И если второе просто закончит партию (хоть и провалом), то первое подарит самое негативное впечатление от игры (и, по итогу, тоже не даст никаких очков). Если он определит неправильный поворот при встрече с врагом, все торпеды уйдут в пустую, а вот подлодку могут обстрелять. К тому же, во время боя мало вычислить правильные цифры, важно сделать это быстро. Если, конечно, не ставить игру в этот момент на паузу. Для ощущения адреналина, лучше действовать в реальном времени.

А что бы штурман не спутал игру с уроком геометрии, ему поручили следить ещё и за питанием экипажа. Как и у старпома с медикаментами, за едой приложение не следит, только раз в день спрашивает, что было сегодня на обед. А ведь эту мини-игру тоже постарались сделать интересной: пищевая пирамида отвечает за поддержку боевого духа экипажа, а работает на соседстве жетонов еды, и для того, что бы блюдо получилось хорошим, надо выстроить их правильное взаимное расположение. Жалко только, что кроме штурмана эти старания никто не оценит, потому что элемент этот малозаметен на общем фоне.

Экипаж

В Подлодке очень много мелочей, старающихся передать атмосферу службы на борту. Чем отличается парогазовая от электрической торпеды, как уклоняться от воздушной атаки или от кораблей эскорта, И для ознакомления с ними в коробке лежит целый буклет — Тактическое руководство. По-хорошему, что бы расписать его содержимое, надо писать ещё один пост. Делать этого сейчас я не буду, такая работа требует более глубокого знакомства с игрой. А для этого желательно отыграть кампанию, связанные миссии или хотя бы сценарии в режиме одиночных миссий.

И с этим сложно. Я не отказываюсь от игры, и даю шанс раскрывать её далее. Но не все в нашей компании готовы продолжить. И на то есть несколько причин.

Первая — игровой опыт, который дарит Подлодка. Ведь каждая партия в неё похожа на работу. Игровые механики отличаются от привычных. Здесь не Корни, в которых нас встречают хоть и тоже асимметричные, но более привычные действия. Вообще, действия, в привычном понимании, есть только у Командира. Штурман не столько действует, сколько даёт направление чужим действиям. Старпом — подтверждает действия, фиксируя их в приложении. А Главный механик при этом отвечает за бытовые проблемы и обслуживает корабль.

Вторая причина в этом и кроется. Персонажи не равноценны, и если первые три отвечают глобальным вопросам, роль механика приземлённая и … неинтересная. Да, ему приходится экстренно собирать пазлы в случае попадания, но остальное время его задачи скучны. Получается, что играть лучше втроём, а его обязанности требуется отдать одному или раздербанить между остальными игроками. А это тоже работа, к тому же ещё и вне игровая.

Третья причина тоже вытекает из первой. Мало того, что игроки не делают действия, так эти «не действия» ещё и не самые простые. Что бы нормально выйти в патрулирование игроки должны понять то, как действует каждый член экипажа, а ещё познакомиться с тактическим руководством. Без этих знаний игроки не смогут погрузиться в должную атмосферу. Помню нашу первую партию — мы натолкнулись на торговое судно, поплясали вокруг него, упустили, а под конец — вписались в берег. Такое себе плавание, а всё просто потому, что мы восприняли тактическое руководство как второстепенную информацию, с которой можно ознакомиться попозже, а не к пробной партии. Ан нет, эта книжечка чуть ли не важнее самих правил. Такой высокий порог вхождения готовы преодолеть не все.

В завершение, тема игры не помогает привлечь игроков. Вторая мировая — достаточно тяжёлая тема для восприятия, здесь же даже не предлагают встать на сторону СССР. Благо, соперников здесь обезличили, что бы минимизировать вне игровой конфликт.

Я холодно отношусь к военной тематике и Подлодку взял не из-за неё, а из-за необычного игрового процесса. Не уверен, что когда-нибудь пройду всю кампанию в эту игру, но хочу дать ей такой шанс. Вопрос только, найду ли я себе экипаж для этого? Из разряда фантастики: кажется, игре подошёл бы ребрендинг и перенос в космос. Подумал об этом во время просмотра сериала Star Trek — на такие путешествия я бы нашёл побольше желающих.

На стол — под воду. Обзор настольной игры Подлодка: Один комментарий

  1. «ШТУРМАН БЛ*ТЬ….» Это было самое запоминающееся в подлодке. А потом мы пошли ко дну(((

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s