Утро маленькой кондитерской. Обзор игры Пряники.

Обзор детской кооперативной игры Пряники.

Совсем недавно на горизонте отечественного игропрома появилась студия TemaBrew. Я узнал о ней во время знакомства с игрой Поделим, после чего следил за дальнейшим развитием. Ведь это те смельчаки, которые взяли игры отечественных авторов и решили вывести их в массы. Круто же! Оказалось, что основная масса их игр целит в детскую аудиторию, что несколько огорчило меня как игрока, но никак не смутило, как отца. И если разные мемори и карточные филлеры я пропустил, то за Пряники взгляд сильно зацепился. Настолько, что я взял одну коробку себе.

Пряники — игра небезызвестной для российского игропрома Надежды Пенкрат. В соавторстве с Юрием Ямщиковым она сделала Космонавтов (2012) и Лабиринт зеркал (2014). Пряники позиционируются, как семейная командная игра, что на более настольном языке можно прочитать, как «кооператив для родителей с детьми». Приобретая игру, я опирался именно на такую интерпретацию, рассчитывая на партии с дочкой, а позже, когда подрастёт, и с сыном. И попал в точку.

Первое, чем она поражает, так это размером. При просмотре фотографий игры в Instagram, мне, казалось, что коробка должна быть размером сантиметров 20х20, с какие-нибудь Фонарики. Она же оказалась громадной, сравнимой из моей коллекции с коробкой Крёстного отца. При подготовке к первой партии я понял, почему коробка такого размера.

Причиной этому послужил аппарат для выдачи глазури. В разобранном виде это всего лишь стопка картона, но в собранном — практически дайстауэр, то есть башня для кубиков. Только, в нашем случае, для шариков. Отчасти, похожая конструкция уже встречалась в игре Лаборатория (этакая Zuma для настольщиков), но я в неё лично не играл, поэтому не уверен в похожести функционала этих инструментов.

Кроме башни с шариками, в коробке нас встречают огромные полимино — непосредственно, пряники, которые мы изготавливаем в процессе партии. Испечь его проще пареной репы, а красиво разрисовать — вот задача для настоящего кондитера. Одна из сторон пряников, показывает, каким он будет лежать на коробке в готовом виде, вторая — какие шарики глазури требуется использовать, что бы правильно украсить пряник. Сперва показалось, что тайлы из двойного картона, но нет, в выемках не картон, а плотная бумага, так что давить на них не советую.

Оставшиеся в коробке компоненты — кастомный кубик и колода карт для сложного режима игры. Усложнять игру рекомендуют с подрастающими детьми, но на самом деле их можно применять сразу. Чуть ниже расскажу, почему.

Итак, наконец, к игровому процессу. Цель игроков — совместно сложить комплект пряников в коробку для клиентов, пока в аппарате не закончится глазурь. В свой ход игрок может либо взять пряник в работу, либо взять шарик глазури для украшения, либо пасовать.

Казалось бы, что в этом сложного? Основной подвох как раз в глазури. Всего в игре тридцать шариков, по шесть штук пяти цветов. Но доступ аппарат даёт только к девяти шарикам, и они совсем не всегда совпадают с теми, что требуются для покраски пряников. На выбор у нас пять форм, но брать для готовки можно только верхние. Совпадение требуемой глазури с той, что в наличии влияет на выбор игроков. От прямолинейности сего выбора спасают разные формы — их же нужно ещё и уложить правильно, а значит иногда приходится брать «на перспективу», с ожиданием, что скоро глазурь нужного цвета станет доступной.

Как только на прянике собрался комплект нужных шариков, игрок скидывает их на поддон использованной глазури, а пряник кладет в короб. Естественно, нельзя класть его внахлест на другие, или вываливающимся за границы. Но данный тетрис сложный разве что, для самых маленьких, ведь содержит в себе поле всего 5х5 клеток.

Бывает, что прянику требуется глазурь цвета, которого уже точно не будет в аппарате. Например, все шарики требуемого цвета уже в поддоне используемой глазури. Тогда за сброс другого шарика можно убрать один тайл сверху вниз стопки, что бы обновить выбор. Это не всегда помогает, но хоть как-то укрощает случайность.

Сбросить глазурь так же придётся, если игрок спасует. Это тоже не от хорошей жизни — значит глазурь, доступная в аппарате, не подходит под нужные ему цвета. Остаётся ждать или сбрасывать его (и сбрасывать — тоже за глазурь). Учитывая, что шариков всего тридцать, каждый из них почти на вес золота. За все сыгранные партии, под финал в аппарате их либо остаётся совсем мало, либо вообще нет.

Процесс простой и не замысловатый, самое то, что нужно ребёнку для игры. Но насколько это подходит взрослому?

А это зависит от возраста самого младшего «коллеги». Да-да, перед взрослыми будет более сложный челлендж, если дать ребёнку волю выбора и не навязывать «более оптимальное решение». Понятное дело, чем взрослее напарник, тем эти два пункта будут ближе друг к другу. Буквально по двум игровым сессиям с разными детьми это стало явно видно.

Первый пример: играя с дочкой четырёх лет, мы наблюдали, как она раз за разом выбирала на работу самый маленький пряник. Как оказалось под конец игры, она увидела, что вниз стопки попала снежинка (то есть тайл с этим изображением). И очень уж ей хотелось его испечь, а для этого что? Для этого надо испечь все пряники, что лежат выше. Всю коробку в той партии мы наполнить не успели.

Второй пример: играя с племянницей двенадцати лет было легко победить не смотря на рандом, который добавляют кубик и колода карт. Потому что ребёнок адаптировался под актуальные запросы и брал не то, что хочется, а то, что надо. Хотя, первые несколько ходов ей было сложно привыкнуть к тому, что игра кооперативная, и она стремилась уцепить шарик, который нужен кому-то другому сильнее, чем ей самой. Но это быстро прошло.

Кстати, про кубики и карты. Если естественным способом сложность игры усложняет сам ребёнок за столом, то искусственным, то есть авторским способом стали кубик d6 и колода карт. Первый ограничивает выбор пряников: когда игрок решает, какой тайл он возьмёт в работу, кидается кубик, и ещё больше сужает рамки, разрешая брать только формы, указанные на выпавшей грани. По сути это просто дополнительный элемент случайности, который с непредсказуемой степенью может повлиять на игру. У нас была одна партия, когда на гранях всё время выпадали маленькие формы. Естественно, что потратив на них всю глазурь, мы не успели забить пряниками короб. Но нет, кубик вроде не дисбалансный, в других партиях он выпадал остальными гранями тоже.

С картами сложнее. В начале хода каждый игрок открывает карту и смотрит, что же случилось. Варианты событий, чаще всего, плохие: глазурь испортилась или пряники треснули. Порченая глазурь добавляет ещё долю случайности. Вот перед тобой был один комплект, раз — и три случайных шарика поменялись. Есть пять самых плохих карт, когда шарики не просто уходят из доступных в резерв, а совсем скидываются, если имеются в наличии. Треснувшие пряники, как и кубик, закрывают доступ к каким-то формам при выпечке. Помимо дополнительной доли случайности, карты добавляют в игру излишнюю долю фидлинга. Кто не знает, фидлинг, это излишняя манипуляция мелкими деталями в игре. Видимо, это необходимая жертва, на которую пошли для усложнения игры.

Как итог

Пряники — детская игра, они ни разу не скрывали это, и брались именно для игры с детьми. Я вряд ли сяду за партию в чисто взрослой компании. Вероятность может и была, но маленькая. Но для новичков в настольных играх Пряники окажутся забавной быстрой головоломкой.

Игра учит детей командной работе и совместному планированию. На коробке написано, что за неё можно сажать с пяти лет, но практика показала, что можно и с четырёх, сейчас именно столько нашей дочери. Но не рассчитывайте, что в этом возрасте вы сразу оставите детей с игрой наедине и они с легкостью справятся. Да и обучающие элементы несут в себе не столько картон и шарики, сколько родители. Важный вопрос: насколько родителям будет интересно самим играть в это? Могу сказать только по итогам пяти партий — пока интересно.

Порадовало, что игра зашла и племяннице, которая уже знакома с более серьёзными играми. Значит запас у игры большой. Надеюсь, что на детских полках она остановится надолго. p.s. Ну, как минимум, из-за шариков.

Утро маленькой кондитерской. Обзор игры Пряники.: 2 комментария

  1. Смотрел как-то геймплей на ютубе. Сам бы за такое сел раз сыграть с ребенком, чтобы составить компанию. Но со взрослыми — тут ты прав, игра детская. Рад за надежду, что ее игру кто-то подхватил и издал. Это немного крыляет и добавляет желания делать что-то дальше

    Нравится

    1. Я считаю игру хорошей, для детской категории — ведь далеко не все из них позволяют взрослому действительно играть совместно, а не быть ведущим и менеджером для детей. В планах написать об ещё одной детской игре в коллекции — «Почтальоне Лягушонке», и в ней от части есть такая проблема.

      Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s