Каменный век 2.0? Впечатления от игры Чемпионы Мидгарда

Впечатления от игры Чемпионы Мидгарда (с дополнениями Тёмные горы и Вальхалла).

Время викингов пришло на нашу голову. Эта тема как-то резко набрала популярность среди локализаций: Дикинги Hobby World, Вальхалла и Викинги Crowd Games, Чемпионы Мидгарда Лавки игр.

Заострить внимание лично хотелось бы на последней игре, ведь именно с ней получилось познакомиться потеснее. До кучи, зацеплю ещё и дополнения. Сперва, я хотел написать обычный обзор, но натолкнулся на статью Славы Зордока четырёхлетней давности, и он ещё тогда всё написал так, как хотел бы это сделать я. Поэтому не буду повторять, лучше сделаю больший упор на свои мысли и впечатления от игры.

Чемпионы Мидгарда — только на отечественном рынке появилась в 2020, в мире её встретили ещё в 2015 году. На это следует обратить внимание — ожидать новых механических решений от игры не приходится. Я вот вообще ничего не ожидал, себе игру не брал. Познакомиться же с ней получилось у друга, который взял в коллекцию и базу, и дополнения.

На чём базируется базовая игра? Игроки выставляют миплов на поле, и выполняют действия. Одни — сразу, другие — в следующей фазе. Миплплейсмент в чистом виде. Действия, которые выполняются в следующей фазе — боевые, и подразумевают под собой походы на всяких монстров — соседских троллей и драугров, и на заморскую нечисть. туда мы отправляем не миплов, а кубики-викингов. Распределяем свои войска по отрядам на то или иное чудище, бросаем кубики, смотрим на результаты. Итак, получается миплплейсмент с кубиками, подозрительно смахивающий на Каменный век (Stone age, или 100000 лет до нашей эры в редакции Звезды). Конечно, не под копирку, например, там таки был воркерплейсмент, но прямых аналогий между играми всё равно уйма.

И на этом хочется заострить внимание. Сильны ли отличия настолько, что бы приобретать себе Чемпионов вместо Каменного века, или вместе с ними?

Первое, что бросается на ум, это кубики. В Каменном веке используются обычные d6, куда бы рабочие не пошли. В Чемпионах Мидгарда у нас ворох различных кубов, которые имеют разные вероятности на успех. Кроме того, монстры иногда просто игнорируют какие-либо виды оружия, аля «копейщики нам не страшны». И приходится строить планы на то, какие кубики и в каком количестве отправятся на ту или иную тварь.

Ещё важно заметить, что кубики в Мидгарде иначе подвязаны к миплам. В Каменном веке всё проще — сколько рабочих отправил за деревом, столько кубиков и будешь кидать. А здесь игрокам необходимо выставлять миплов на поле, чтобы приобрести кубики викингов. Если повезёт, то за один раз можно взять сразу нескольких бойцов. И отправлять в бой здесь требуется только одного рабочего, который просто «бронирует» место, не показывая, сколько викингов пойдёт его бить.

То есть, если перейти к сути, в Чемпионах Мидгарда акцент сместился с миплов на кубики. Собственно, это показывает и то, что ни рабочих, ни викингов здесь почти не надо кормить. Даа, еда в игре всё равно существует, но она используется далеко не всегда. Есть исключение в виде морских походов, в которых викингов надо кормить, что бы доплыть до заморских чудищ. Есть локации на поле, где мясо можно потратить или поменять на что-то другое. Но в целом, можно и без еды обходиться. Припоминаю одну из партий, в которой на охоту за всю партию не ходили вообще!

Но если вернуться к сути, то мы увидим, что и рабочие, и кубики — всего лишь средство, ступени перед достижением непосредственной цели. Как в самом традиционном евро, в Чемпионах Мидгарда мы зарабатываем победные очки. Если пропустить побочные способы заработка, основной прирост приносят карты побитых чудовищ. Если и их сравнить с Каменным веком, то найдутся различия весомее.

И я больше имею ввиду не их структура, а метод их получения. В то время, как в Каменном веке между броском кубиков и получением карт цивилизации/тайлов построек была ещё одна ступень — ресурсы, в Мидгарде эта ступень пропущена. Соответственно, там рандом бросков влиял на то, как скоро ты получишь нужный для карты ресурс, здесь — получишь ли ты вообще карту.

Этот элемент оправдан темой, но порой воспринимается отвратительно. Ведь ты можешь собрать убер-отряд и всё равно получить при броске одни провалы. А случайность приручить здесь практически не предлагают. Да, есть рога, скинув которые можно перебросить кубики, но это единственный инструмент, и тоже достаточно рандомный.

По структуре чудовища в Чемпионах похожи скорее на постройки Каменного века — просто дают победные очки. Есть надстройка из дополнительных победных очков за разноцветные комплекты чудовищ, но это не дотягивается до карт цивилизаций. Нет, Чемпионы не обесценили роль карт, просто раскидали эффекты и дополнительные возможности получения бонусов или очков на разные карты. Драугры, тролли, чудовища — разбросаны по разным углам поля, бонусы приносят карты рун, дополнительную случайность — карты приключений, дополнительные победные очки — карты судьбы. Ни что из этого не похоже на сбор символов культуры в Каменном веке (а это моё любимое занятие там), но в целом система более продвинутая.

И это ещё я молчу про дополнения, а про них молчать нельзя! Тёмные горы» просто добавили контента — новая локация с горными ётунами, новые кубики лучников, комплект для пятого игрока. Это очень похоже на первое дополнение «Роскошь Каменного века» тоже добавляла пятого игрока и вводила новый ресурс. В целом, пути развития разные, но направление одно.

А вот дополнение Вальхалла вносит таки изюминку, которую Каменному веку крыть уже нечем. Повыше я уже жаловался на то, что получение карт зависит от бросков кубика. Кубики-викинги постоянно идут на верную смерть, и не всегда при этом приносят профит. Вальхалла вносит в игру жетоны мёртвых викингов, аналогичные цветам кубиков. Это возмещение за провалы, что бы игрокам было не так обидно. Ведь в загробной жизни викинги тоже на что-то годятся. Например, могут принести бонусы валькирий — очень приятные и полезные плюшки. А большой отряд может даже убить легендарное чудовище! Для этого правда нужен отряд из определённых бойцов… то есть мы получаем ещё один сбор сетов, но теперь на жетонах. Самое главное, что эта механика нивелирует обиду на провалы от случайности.

Кроме того, в игру приходят ещё новые кубики (куда ж их столько) и дополнительные асимметричные свойства вождей. Но это так, приятные плюшки.

Собственно, к какому итогу я пришёл. Во-первых, любители «потяжелее» могут проходить мимо Чемпионов. Да, игра потяжелее Каменного века, но не на много, поэтому я бы не поднял её сложность даже до средней.

Во-вторых, на одной полке одна игра будет мешать другой. У меня уже лежит Каменный век (точнее, ещё 100000 до нашей эры вместе с Роскошью каменного века изданные Звездой), достаём мы его не часто, но избавляться от него я не собираюсь. Помню как подруга жены спокойно сажала за эту игру своего пятилетнего сына, и играл он хорошо, без поблажек на возраст. Вот я и оставил игру, на перспективу. Будь Чемпионы Мидгарда — моей игрой, я стал бы сомневаться. Но она в коллекции у товарища, поэтому друг другу не мешают.

Однако, если ни одной из этих игр в коллекции нет, я бы рекомендовал остановить свой взгляд именно на Чемпионах Мидгарда. Сложность (или её отсутствие) позволит познакомить с ней даже новичков в настольных играх. Каменный век тоже попадает под критерий, но он уже достаточно раритеный, а Чемпионов сейчас найти легче. Уровень агрессии у обеих относительно одинаков, прямого конфликта практически нет, а точки взаимодействия — места на поле, которые хочется ухватить пораньше соперников. Кстати, базовая игра Чемпионов Мидгарда показалась отличной для 2-3 игроков, а вот уже компании из 4-5 человек понадобятся оба дополнения. Благо, Лавка игр издала дополнения, объединив в одну коробку, и искать по кусочкам набор не придётся.

Я к лёгким играм, последнее время, больше лежу душой, поэтому и Чемпионов Мидгарда принял радушно. И свои 7 чудовищ из 10 игра поборола вполне заслуженно (а с Вальхаллой даже 7,5). Но я вижу, что изобилие настольных игр на полках не даст ей надолго закрепиться, и через пару партий игра ляжет на полку уже надолго. Даже печально как-то.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s