Цивилизация в полосочку. Обзор настольной игры Хадара

Обзор настольной игры Хадара.

Я уже смирился с тем, что под термин игры-цивилизации отведён куда больший простор, чем выделил бы я. Поэтому совсем не удивляюсь тому, что новинку от HW — Хадару — тоже включают в список цивилизаций. Её оправдывает хотя бы то, что она подразумевает в названии — حضارة (Hadara) с арабского буквально переводится, как «Цивилизация». Но чем игра является на самом деле?

В Хадаре игроки за три эпохи развивают свою цивилизацию по уникальному (возможно) пути и стремятся к превосходству над остальными. Описание знакомо по таким играм, как Nations, Сквозь Века, 7 Чудес…

По сеттингу нам действительно предлагается развивать своё государство. Делать это надо в экономическом, военном, культурном и хозяйственной сферах. Каждая следующая эпоха встречает нас более дорогими ценами и, соответственно, более мощными значениями на картах. Но не фантазируйте ничего лишнего — каждая из этих сфер представлена обычными треками, отличающимися друг от друга только цветом. Естественно, всё не просто так.

Основной способ продвижения по трекам — приобретение карт. Экономике соответствуют жёлтые карты, военному делу — красные, культуре — синие, сельскому хозяйству — зелёные. Бывает, когда некоторые карты двигают сразу два трека,Но принадлежат они всё равно одному цвету. Из системы выбиваются фиолетовые карты, этакий аналог Гильдий из Семи чудес. Они обеспечивают игроков продвижением по разным треком, но более привлекательны эффекты некоторых из них. В основном, это пассивные свойства, которые становятся доступны игроку в последующих ходах, между эпохами или вообще в конце игры.

Это самое приобретение карт — основная и самая интересная деталь игры. Покупка карт в начале и во второй половине эпохи отличаются друг от друга. Поле разделенное на пять цветов, имеет в центре колесо, на котором изображены гербы игроков. Не зависимо от того, сколько игроков за столом, в свой ход они одновременно берут по две карты из колод, на которые смотрят их гербы. Одну из карт игроки покупают, вторую же кладут в стопку сброса. Теоретически, в первой половине игроки могут посвятить себя всем пяти цветам, на практике же вряд — ли на это будет достаточно денег. Когда их не хватает, одну карту можно продать — т.е. убрать в коробку за 2,3 или 4 монеты (в зависимости от эпохи). Да, в этом случае получается, что одну карту игрок сбрасывает на поле, а вторую — сбрасывает из игры. Не часто в играх имеется несколько стопок сброса.

Когда все колоды заканчиваются, наступает вторая половина эпохи. После промежуточной фазы (о которой напишу ниже), игроки опять покупают карты с поля, но теперь уже по новым правилам. В каждой стопке сброса игроки видят только верхнюю. Теперь каждый выбирает по очереди, а не одновременно, которые видит. Логично, что именно в этой фазе каждый может сделать уклон на тот или иной вид карт, уделяя этому цвету больше внимания. Кроме того, в этой половине эпохи можно проанализировать ценность той или иной карты для соперника и, если не забрать себе, то продать то, что нужно ему. К сожалению, это единственная точка взаимодействия между игроками.

Треки, хоть и похожи на таблицу Excel, всё-таки несут в себе смысловую нагрузку и отличаются друг от друга не только цветом. Свою суть они раскрывают как раз в середине и конце каждой эпохи. Экономика, понятное дело, отвечает за деньги. Игроки получают их всего 6 раз за партию, поэтому напрашивается прокачка этого показателя с самого начала.

Военная сила нужна для того, что бы захватывать колонии — жетоны с ПО, которые могут дать дополнительные деньги или обеспечить внеочередной прокачкой по трекам. Игрок обязан выбрать, грабит колонию или вкладывается в неё до того, как перевернёт жетон (если грабит, то и не перевернёт вообще). На лицевой стороне написано, сколько ПО даёт данная колония, сколько денег можно получить в случае грабежа и сколько стоит присоединение её к своей цивилизации. Присоединение, т.е. переворот жетона может быть интересно тем, что иногда на обратной стороне больше ПО, чем на лицевой. А если количество очков такое же, то колония даёт больше единиц прокачки, что тоже не плохо.

Трек культуры отвечает за «создание статуй». Как и с войной, при достижении определённых значений на треке, игроки могут создать статую, то есть положить бонусный жетон в отведённую ячейку. Это опять-таки даёт продвижение по треку, только тут игрок сам выбирает, по какому из доступных бонусов. Можно выбрать и просто дополнительные ПО без продвижения, вставив жетон обратной стороной.

Последний показатель, сельское хозяйство, не даёт никаких очков, но от этого не менее важен. Именно этот трек следит за популяцией — если у игрока к концу эпохи больше карт, чем значение на этом треке, он должен скинуть лишние. При этом, показатели скинутых карт у игрока тоже будут падать (разве что, захваченные колонии и статуи не пропадут).

Что игроки делают всю игру? По сути -продвигают фишки по трекам.

Что игроки делают всю игру? По факту — покупают карты с поля.

И если первое звучит довольно абстрактно, второе делать достаточно интересно. Основная истина игры: в Хадаре главное как, а не зачем. Увлекает именно процесс приобретения карт, треки в это время уходят на второй план. Отсюда напрашивается логичный вывод — когда процесс приестся, игра потеряет свой шарм и раскроет внутренний мир… Который, не особенно то и глубокий. Что бы игрок не делал, он идёт вперёд, а эффективность этого движения он контролирует далеко не полностью. Карты в рамках эпохи не равноценные, на то, что они достанутся тебе, а не сопернику повлиять практически нельзя. При игре вдвоём можно просчитать в первой половине эпохи вероятность того, что тебе достанется одна, ну две нужные карты и оставить их на будущее. Но при игре с большим количеством игроков такую ситуацию воссоздать очень сложно. Да и не стоит потраченных сил.

За столом может находится от двух до пяти человек, в чём я вижу безусловный плюс. В связи с карантином и ситуацией в мире, для игры очень оперативно приготовили и соло-вариант с дамми-противником. Я отыграл всеми возможными составами, и рад отметить, что Хадара дарит одинаково хорошие впечатления, не зависимо от количества игроков. Разве что по времени, игра вдвоём займёт на полчаса меньше, чем на пятерых — и это, как мне кажется, не большая погрешность. Однако, взаимодействия в ней меньше чем хотелось бы, и это тоже никак не меняется от количества игроков.

В сравнение с Хадарой у меня с лёту напросилась 7 Wonders Duel. Тоже карты, прокачивающие культуру, деньги или военную силу, тоже нетривиальный драфт карт (особенно из второй половины эпохи), тоже абстрактная «цивилизация», которую я к цивилизациям не отнес бы (как и большие 7 чудес). В плане количества игроков, так Хадара вообще выигрывает, ведь в Дуэль не сыграешь впятером (хотя для партии на троих хоумрулы уже придуманы). Но в других важных для меня аспектах, побеждают Чудеса: взаимодействие между игроками в ней плотнее, а просчёты глубже. Всё-таки здесь победа достигается только путём набора большего количества ПО, там же возможны ещё научный и военный путь.

Условно, здесь тоже есть два пути к достижению цели: развиваться равномерно по всем сферам ради золотых медалей, или сделать упор на пару треков и сильно развивать их. Вот только практика пока показала, что равномерное распределение более эффективное. Игроки, которые планомерно вкладываются во всё — получают в итоге больше ПО, хотя ни по статуям, ни по войне финишных результатов не достигают. В последних сыгранных партиях эта стратегия приносила победителю 200+ очков, что было больше второго места на 40-50 пунктов.

В Хадару очень приятно играть, и хочется, что бы она открыла новые грани. Только шансов на это не так много. Хорошая игра с увлекательным процессом на построение движка, с пассивным сбором сетов и необычным драфтом. Кажется, игре можно было бы придумать побольше точек взаимодействия, но это могут подправить дополнения. Она совсем не игра-цивилизация для меня, скорее эрзац, но на оценку это не влияет. Надеюсь, что со временем она поднимется на полбалла со своих 7,5 из 10, а не упадёт вниз. Но покажет это только частота, с которой мы будем раскладывать игру вновь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s