География на заказ. Обзор игры Картографы

Обзор игры Картографы.

В игре надо что-то писать, зачеркивать или рисовать? Это ко мне! Я никак не мог пройти мимо Картографов, в которых мы буквально рисуем ландшафт земель на границах своего королевства. Правда, ориентируемся мы не на значения броска кубика, а на вскрытую карту из колоды.

Есть различные представители жанра Roll and Write. В одних надо писать или зачеркивать цифры, в других разукрашивать, в третьих — рисовать. Именно к третьим и относится игра Жорди Адана «Картографы». Игроки в ней должны нанести наброски земель к северу от королевства Налос, которое объединяет в один мир ещё и игры «Путь Героя» (издали Crowd Games) и «Взаперти» (на момент написания статьи идёт предзаказ игры на площадке Crowd Republic). Это очень интересный подход оригинального издателя — Thunderworks Games, объединять достаточно разные игры от разных авторов в одну вселенную. По мне, такие продукты просто обязаны содержать в себе пасхалки друг о друге, но в другие игры этой вселенной я не играл, поэтому не могу подтвердить или опровергнуть своё предположение.

Играть в Картографов можно как одному, так и в компании до.. теоеретически, бесконечности. Процесс построен таким образом, что соперники игроку практически не нужны, как в тех же Дорожных сетях (но там хотя бы есть ограничение по количеству планшетов) или Бумажных Кварталах (в которую тоже можно играть «до 99 игроков»).

Механика игры крайне проста: игроки вскрывают карту и рисуют на своём планшете то, что на ней изображено. Рисуют где угодно, будучи совершенно не привязаны к соседству с чем-либо, разве что не могут зарисовать горы (которые уже есть на карте) и пуп Земли (обрыв в центре на одной из сторон листа). Изображены на карте две детали: форма — очередной тетрис, который можно вертеть по горизонтали и вертикали и даже отражать, и земли — леса, поля, города, реки. Что бы дать некий простор для действий, карты дают выбрать либо из двух форм, либо из двух видов земель.

Из общего ряда выделяются карты руин и засад. Первые усложняют задачу для рисования и диктуют то, что форма со следующей карты хотя одной клеткой должна точно быть нанесена на клетку поля, обозначенную руинами. А таких на поле не много, всего шесть. Часто, к последним раундам свободных просто не остаётся и приходится рисовать «аномалию» — квадратик 1х1 с любым видом ландшафта внутри. Это вроде и не плохо, но зарисовывать всего одну клетку как-то мало.

Карты засад — единственный способ взаимодействовать с другими игроками. Причём, взаимодействие это негативное: игроки меняются своими листами и рисуют форму с чудовищами в наиболее неудобном месте для соперника. Во-первых, это мешает в дальнейшей собирать идеальный тетрис, во-вторых, приносит штрафы в конце каждого сезона. Правда, появление засад — штука не самая подконтрольная. Теоретически, на сезон кладётся только одна засада, но если она не вышла, то в колоду добавляется вторая, и тогда они могут появиться обе. Или опять пропустить сезон.

Всё потому, что конец раунда здесь контролируется длительностью сезона. Так, весна и лето длятся восемь, осень — семь, а зима шесть единиц времени. Да, этой вселенной не помешали бы нормальные часовщики. Так вот, на картах показано, сколько времени уходит на её зарисовку — 2, 1 или 0 (такое время, правда, только на аномалии). Этим колода и регулирует количество вышедших карт, допуская люфт в меньшую или большую сторону.

При определённом выборе форм (с меньшим количеством клеток) или при окружении гор со всех сторон, игроки получают дополнительный бонус — монеты. Обычно они только и делают, что приносят дополнительные ПО в конце сезона, но есть альтернативный способ их потратить — встроенное дополнение «Навыки». С ним в игру вступает ещё несколько карт (а в партию — всего три). Раз в сезон игрок может потратить требуемое количество монет и воспользоваться одним из навыков, которые очень часто приносят что-то полезное. Например, занести сразу и поле и город в одну клетку, или чуть уменьшить эффект засады. Всё для того, что бы красивее нарисовать…

И было бы всё-равно, что нарисовать, если бы не одно НО. Правители, в своём обыкновении, народ капризный. Сегодня они хотят посадить лес на границе, а завтра — поменять русло реки, что бы она протекала мимо замка. Вот и наша королева меняет свои предпочтения от сезона к сезону. Игра длится 4 раунда — 4 сезона года, и в каждом раунде игроки будут стремиться выполнять пожелания королевы. Всего на партию выходит четыре карты, а в каждом сезоне работает две из них — сначала АБ, потом БВ, ВГ ну и АГ. Задания динамические, от раунда к раунду меняются, поэтому необходимо вовремя сворачивать, реагируя на новые условия. А ведь иногда так тянет продолжить что-то начатое в прошлом раунде, хотя в этом данное действие ничего не принесёт. Схема знакома многим, например, по игре Остров Скай, где она совершенно такая же. Если играли, то ничего нового в этом не увидите. Это не отменяет того, что то или иное задание сильно повлияют на вашу стратегию в течении игры, что обеспечивает достаточно высокую реиграбельность Картографам.

Собственно эти карты диктуют игрокам то, что лучше, а иногда и где лучше наносить на свой лист. Получается, что мы не рисуем уже существующие топонимы, а только набрасываем планы на будущее. Эдакая география на заказ. Хорошо, если в задания попал набор, содержащий разные виды ландшафта, иначе некоторые из них могут быть попросту лишними на поле. То есть, они скорее всего не будут приносить ни вреда, ни пользы. Вытянет ли игра рисование ради рисования — вопрос спорный. Однако важный.

Важный для общего восприятия игры. Если игрокам нравится рисовать, то они автоматически поставят Картографам оценку на балл выше. Правда им будет очень не хватать цветных карандашей в коробке (но можно же и дома поискать). Игра берёт тем, что наносить на поле надо не абстрактные кружочки-треугольники, а конкретные леса и реки, которые складываются вместе в реальную карту местности.

Самое неожиданное для меня, что после первой партии впечатления получились… нормальные. То есть, хорошая игра, лучше многих представителей жанра и это не только о «пишикидайках», но и о «полимино». Но вот чего-то нового игра не дарит. Если пробежаться по основным механикам, то всё мы это уже где-то видели и делали. Поэтому стоит вопрос где такое делать интереснее. Так например, Остров Скай в моей компании точно проигрывает Картографам — при тех же динамически меняющихся целях, выкладывание тайлов было принято не очень (Хотя лично мне игра очень нравится). Один товарищ выразил мнение, что на одной полке с этой игрой уже не нужен Медвежий Парк, потому что здесь с полимино распоряжаться интереснее. Хотя тут я не совсем согласен.

Какой вызов кидают игроку Картографы? Нанести побольше земель нужного типа в нужном месте. Это в целом даже не сильно поддерживает принципы тетриса — некоторые задания намеренно велят, что бы один вид ландшафта не соседствовал с другим, иначе потеряются потенциальные ПО. То есть, стоит встраивать все фигуры на планшет, но от того, что какие-то места будут пустовать, далеко не всегда страдаешь.

С последующими партиями моё впечатление не поменялось, и это скорее огорчило — сработал эффект завышенных ожиданий. Если сравнивать в рамках жанра, от игры «Поселенцы: Наброски Империи» я почти ничего не ждал, а получил приятную головоломку и замечательный соло-режим. Но там не хватало тех самых набросков из названия, хотелось порисовать. В Картографах же мы реально набрасываем контур королевских земель на карту! Однако здесь не хватает той головоломности. Решения, принимаемые игроком, по большей части очевидные и привязаны к картам целей.

Ну и последнее: в принципе без разницы, сколько игроков играет в Картографов за столом. Соло можно поломать голову чуть подольше, заодно потренироваться в своих художественных навыках. Вот только соло меня рисовать как-то совсем не тянет. Это как с Дорожными Сетями — там тоже рисуешь независимо от остальных, но в конце делишься своим результатом со всеми, сравнивая больше не очки, а получившиеся художества. В общем то, Картографы существуют с такой же целью. Они заслужили свои 7 из 10 вполне честно, но к сожалению на шедевр не потянули.

Помните то, что Картографы существуют во вселенной Пути Героя (Roll Player)? Есть у той игры фишка, что она заканчивается, как только вы подготовите героя к приключению. Так вот, можно представить, что в Картографах вы пишете карту для этого самого приключения. Осталось придумать правила для переноса того героя на это поле. Но это, кажется, уже совсем другая история игра.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s