Португальские гастарбайтеры. Сравнение трёх версий игры Azul (Часть 3)

Обзор игр Azul, Azul: Витражи Синтры и Azul: Летний дворец. Третья часть: Azul Летний дворец.

Azul Summer Pavilion — самая новая часть из трилогии. В России она ещё не успела попасть на полки магазинов, но во всём мире игру приняли с большим восторгом. Многие оценивают её лучше второй части, некоторые говорят, что она и первую перепрыгнула. Так ли это? Это продолжение статьиПервая часть, вторая часть.

Магия плиток классического Азула покорила игроков по всему миру, чем стеклянные витражи Синтры, поэтому в Летнем дворце мы вновь возвращаемся к плиткам. Правда, теперь их стало больше — в игру добавился шестой цвет, да и внутри каждого цвета число плиток чуть-чуть увеличилось . И они поменяли форму с квадрата на ромб. Эти изменения были обусловлены новым видом личного планшета.

Он снова стал цельным, и, как в первой части, позволяет играть на двух сторонах — цветной и серой. Серая сторона — альтернативная, знакомиться с ней предлагается уже после того, как на базовой будет наиграно несколько партий.

Нет, вернувшись к материалу, игра не стала ближе к первой версии, как по мне, она пошла меняться ещё дальше. Это и хорошо, так как игры самостоятельные, то что они не похожи — только в плюс. Изменения коснулись, естественно, не только компонентов, но и механик игры.

Но давайте сперва всё рассмотрим. Итак, плиток стало больше на один цвет, да и внутри одного вида их число увеличилось. Сделано это из-за новой конфигурации мест для выкладывания фишек. На планшете рядом друг с другом расположены семь «цветков». Шесть имеют определенный цвет, а седьмой, центральный, предполагает что все плитки на нём будут разноцветные.

Как видно на фото, на планшете теперь нет места под сбор плитки, но появилось 4 места под резерв фишек на следующий раунд. В отличии от предыдущих игр серии, в Летнем дворце две этих сущности — место сбора и резерв на будущее — разделились. И только теперь вторая приобрела положительный оттенок. Если раньше несобранная линия оставалась на следующий раунд и ограничивала игрока, теперь резерв даёт дополнительные возможности и варианты для последующего размещения.

А место сбора вообще потеряло свою локацию. Теперь, в фазу набора фишек игроки просто складывают все собранные рядом с планшетом. Это повлияло на выкладывание: моментальное принятие решений сместилось в пользу поиска более оптимальных комбинаций в момент, когда первая фаза уже закончилась.

Кроме того, на личных планшетах появились дополнительные узоры — окна, скульптуры и столбы (круги рядом с центральным цветком). И они — не для красоты. При окружении этих фигур плитками, игроки получают возможность… взять плитки! Только с нового рынка, который находится на поле в центре стола.

Собственно, кроме рынка, на этом поле изображён трек подсчёта очков, и трек раундов, который дополнительно показывает цвета-джокеры на определенные раунды. Кстати, цвета для маркеров подсчёта выбраны, как по мне, неудачные — во время подсчёта игрокам всегда приходится вспоминать их цвет, который теряется на личном планшете. Ещё сложнее, если за этим следит один человек.

Но вернёмся к начинке. Игровой процесс, перетекающий из одной игры в другую теперь несколько изменился. Суть та же — игроки берут фишки одного цвета с тарелки или из центра. Но теперь, в дополнение к этим плиткам, можно брать по одному джокеру с этого же места. В Витражах Синтры тоже был особый цвет на каждый раунд, но таких сложностей он не вызывал, потому что работал не как джокер, а как бонус.

Кстати, когда кто-либо впервые берёт плитки из центра, он теряет победные очки по количеству взятых (включая джокер). Трека разбитой плитки в этой версии как таковой нет — как и накопительного эффекта при разбивании. Минус один игровой пласт этому господину. Фишка первого игрока даёт возможность не только ходить первым в следующем раунде, но и выкладывать плитку на планшет в текущем.

Да, это одно из важнейших изменений — теперь выкладывать плитки приходится по очереди, а не одновременно — ведь это влияет на возможное получение дополнительных фишек. С одной стороны, это позволяет комбить и маневрировать с выкладыванием, реагируя на ходы соперников. С другой стороны, фаза размещения плиток стала центральной фазой игры и удлинилась, что не так хорошо.

Повторюсь, выкладывание плиток происходит по очереди. Это значит по одной плитке на планшет, а не все в свою очередь. Именно этот момент и затягивает игру, но ускорить его нельзя потому, что он регламентирует очередность взятия фишек с общего поля. Нюанс в том, что за разные зоны дают разное количество фишек — за окруженные столбы одну, за скульптуры — две, а за окна — три фишки. Важно ловить момент, когда там есть привлекательные плитки именно для этого момента, потому что не всегда то они и нужны.

За выкладывание плиток на планшет необходимо «платить» количество, соответствующее числу, написанному на лепестке цветка. Так за то, что бы выложить плитку на лепесток с 4, у игрока должно быть 4 фишки этого цвета, одну из них он кладёт на планшет, а остальные три — скидывает в башню (тара для сброса здесь — восторг). Вместо нужного цвета, игрок может использовать джокеры. Главное, что бы хоть одна плитка соответствовала цвету, что бы её можно было выложить на подходящий лепесток.

Результатом выкладывания является начисление очков не только за текущую плитку, но и за связку соприкасающихся, что как бы намекает на то, что следует выкладывать их по соседству друг с другом. Это не то что бы рельсы, но выкладывать плитки по очереди — очень дельный совет. Ну а если выложить плитки на лепестки или в резерв не получается, то они разбиваются и приносят штрафы. За все партии у нас такого не было НИКОГДА. Только в конце игры у игроков остаётся по паре плиток, которые разбиваются, но это не сравнится с штрафами, возможными в первых двух версиях игры. Если честно, даже печально Минус второй игровой пласт этому господину. Видимо, лишний цвет сгладил эффект разбивания, сделав игру то ли добрее, то ли преснее.

Количество победных очков, набираемых в процессе игры, отличается мало чем, в большинстве случаев разрыв между игроками не велик. Поэтому важно собирать комбинации, дающие дополнительные очки в конце игры. Так, каждый полностью собранный цветок даёт своё количество очков, а ещё ПО приносят закрытые лепестки номиналов 1-2-3-4.

Идти за этими победными очками — самая очевидная стратегия Летнего дворца. Да, она не всегда досягаема, но она самая очевидная. Можно варьировать и вместо одного номинала пытаться собрать цветок-другой, но всё равно, крутиться возле этой стратегии — значит метить на победу. А это уже похоже на рельсы.

Если в цифрах: все закрытые лепестки на 1-2-3-4 приносят игроку 40 ПО. Если по-просту, то этот набор можно побить тремя собранными цветками. Но желательно, не самыми слабыми — многоцветным (12), красным (14) и синим (15) , ведь это всего на 1 ПО больше. Да в течении игры это может дать преимущество в виде моментальных ПО, ведь за каждый пятый и шестой лепесток ты получаешь 5 и 6 очков соответственно.

Но вот собрать три цветка практически — очень тяжело. За всю игру, при самом ровном разделении, через игрока проходит от 54 (на четверых) до 60 (на двоих) плиток (без бонусных). Естественно, что ровного разделения не произойдёт. Если игрок собирает 1-2-3-4, то на каждый из цветов он тратит 10 фишек одного цвета, а на каждый цветок надо тратить 21 фишку. И то, и другое — больше среднего количества (70 фишек к 63-ём), но важно понимать, что в первом собираются все шесть цветов + многоцвет, а во втором — всего три (или даже два + многоцвет). Маневрировать в первом случае легче, чем во втором. Это завязано на том, что при заполнении лепестков по маленьким номиналам игроки быстрее окружают бонусы и получают дополнительные фишки.

Более перспективной стратегией против вышеуказанной может быть «два цветка». Но она всё ещё не такая лёгкая, и ей легче противостоять. За нашим столом два цветка и победить никто не смог. В итоге всё скатывается в то, что все собирают 1-2-3-4, но иногда поворачивают с пути и собирают один цветок. А если изначально не пытаться закрыть номиналы, то победой и не пахнет. То, что путь в игре на самом деле один, а повороты стратегии минимальны — расстраивает больше всего. Это принижает все достоинства бонусов и джокеров Летнего дворца.

Игра понравится многим, как и любителям старых Азулов, так и не знакомым с ними людям, процесс в Летнем дворце не похож на первые два Азула и будет чем-то новым и интересным, главное — правильно позиционировать её и называть происходящее своими словами. Из третьей части серии Azul получилась почти прямолинейная гонка с подножками, которые ставят друг другу игроки. Тесное взаимодействие при сборе плиток, комбинирование очередности выкладывания для получения бонусных плиток (что иногда является гонкой внутри гонки) и выбор способа использования джокеров — главные особенности игры.

И пусть это более чёткая задача чем во второй части, и средства достижения цели здесь интереснее, чем в первой — всё в целом не позволяет ей в моих глазах перепрыгнуть старших братьев. Я ожидал от неё несколько иного процесса. Получилось слишком прямолинейно, но на первом месте в моём рейтинге Азулов разместился классический (9/10), на втором месте — Витражи Синтры (8/10), а на третьем — Летний Дворец (7/10). В первые две версии я поиграю сейчас с большим удовольствием, а последней дам отдышаться — вдруг со временем мнение изменится. С первыми двумя это сработало.

Португальские гастарбайтеры. Сравнение трёх версий игры Azul (Часть 3): 2 комментария

  1. Я играл только в первую часть, но слушая других, меня не покидает ощущение, что каждой игре в трилогии не хватает чего-то из какой-нибудь другой части, и играть больше нескольких раз (читай покупать) в любую из них как-то не тянет. Как по мне, так концепция модульных дополнений к Саграде в этом плане перспективнее: можно, как из конструктора, собрать себе игру «на заказ».

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s