Португальские плиточники. Сравнение трёх версий игры Azul (Часть 1)

Обзор игр Azul, Azul: Витражи Синтры и Azul: Летний дворец. Первая часть: Azul Классический.

Серия игр Azul Михаэля Кислинга повествует о различных этапах ремонтных работ во дворце короля Португалии Мануэла I. Если в первой части была хоть какая-то отсылка к Азулежу — национальной португальской гордости в виде изразцев плитки, то уже во второй мы переходим на витражи дворца в Синтре, а в третьей на полы Летнего дворца в…

А какая разница, где? Видимо издатели тоже так решили и умолчали эту информацию. Вся серия не отличается особой тематичностью, игры очень абстрактны и даже не пытаются скрывать это.

В одну серию их объединяет общий «скелет»: набор плиток с рынка ради последующего выкладывания на поле. А уже само выкладывание обеспечивает разницу между играми на столько большую, что бы они заслуживали отдельного места на полке.

Azul классический

Встречают по одёжке и первоначально Azul встретили положительно из-за его пластиковых фишек — квадратных плиток, приятных и на вид, и на ощупь. Они же являются и основным игровым элементом.

В начале игры каждый игрок получает себе планшет, на котором будет размещать эти плитки. На этом планшете имеется четыре зоны — подсчёт очков, линии узора — область сбора плитки, стена дворца — область выкладки и трек штрафов — битой плитки.

В зависимости от количества игроков на стол выкладывается от пяти до девяти «тарелочек»-фабрик, на которые следом случайным образом из мешка достаётся по четыре фишки. Игроки по очереди забирают с фабрики плитки одного цвета и выкладывают их в область сбора, а оставшиеся сбрасывает в центр. После этого игроки могут взять плитки не только с фабрик, но и из центра, по тем же правилам — все должны быть одного цвета. Кто делает это первым, берёт жетон первого игрока — в следующем раунде он будет ходить первым, но в этом — получит один штраф.

Забранные плитки игрок может выложить в одну из пяти полос с разным количеством клеток, от одной до пяти. В момент сбора, в каждой полосе может быть только один цвет плитки. и если с фабрики забрали больше, чем может поместиться, то она «разбивается» и до конца раунда помещается в область битой плитки.

Когда плитки в центре стола и на всех фабриках разобрана, наступает следующая фаза, в которой мы «облицовываем» стены дворца, то есть перекладываем плитку с одной области в другую, где уже получаем за неё очки. Правда, перекладываем только тот ряд, где плитка собрана в необходимом количестве. Если там есть хоть один пустой слот, все фишки остаются ждать своей очереди на следующий раунд.

Сама по себе плитка приносит одно очко, но она приносит дополнительные очки за соседей по вертикали и горизонтали, поэтому выгодно собирать плитку, которая будет расположена рядом с уже выложенной. В продвинутом режиме, где стена не раскрашена, игроки вольны располагать плитку по той схеме, которую придумают сами, лишь бы соблюдались правила единственного цвета на ряд и столбец.

Ну а битая плитка приносит штрафные очки, суммируя всё, что игрок там набил. Трек ограничен семью слотами и 14 штрафными очками, но часто бывает ситуация, когда плитки бьётся ещё больше. С завидной регулярностью наблюдаю за такими случаями чуть ли не в каждой партии.

Игроки стараются собирать плитку не только отталкиваясь от соседних заполненных слотов, но и от дополнительных бонусов. Так, заполненные столбцы приносят по семь очков, а все закрытые плитки одного цвета — десять. Игра длится до тех пор, пока один из игроков не соберёт хотя бы один горизонтальный ряд. Так что, надеяться на красиво собранное поле не стоит — привыкаем к работе, брошенной на середине.

Дополнительные очки в конце игры диктуют победным стратегиям игры. Победный счёт часто колеблется в районе 70 очков (+/- 20), поэтому каждая возможная дополнительная десятка может хорошо подтолкнуть вперёд. А если параллельно собрать один два столбца — это вообще смелая заявка на победу. Правда, соперники будут это видеть и по хорошему, постараются помешать.

Популярность заработала, естественно, именно первая часть серии. Выход Азула на рынок пересекся с выходом игры Sagrada. Абстрактный процесс обеих сделал их прямыми конкурентами, люди постоянно сравнивали одну со второй и делились на два лагеря любителей первой или второй игр. И я первое время был в лагере Саграды.

Но, со временем, Азул покорил меня, оказавшись очень хорошей дуэлью. Игра раскрыла свои плюсы — скорость, лаконичность, независимость от количества игроков. При своей простоте, она построена на заковыристой головоломке по нахождению оптимальной последовательности выставления плитки. И казалось бы, это головоломка перед самим собой но она сильно зависит от внешних раздражителей — соперников. Из-за драфта плиток игроки имеют не малое влияние друг на друга, могут подрезать нужный цвет или подставить кому-то очень большое количество не нужного цвета. И это не похоже на прямой конфликт, однако приводит к бурным реакциям во время партии.

Долгое время я брал игру у друга, а моя личная коробка осела на полке только в конце 2019-года. Теперь я беру Саграду, только если на игротеке точно будет четыре игрока на неё, а в остальных случаях место в рюкзаке под Azul.

Игра хороша тем, что подходит как опытным настольщикам, так и не очень близким к этому хобби людям. Этому способствует и внешний вид, и интуитивные правила, и приятно напрягающий мозги процесс, и даже сама абстрактность. С первого раза может быть не очень понятна система подсчёта победных очков, но уже со второй партии эти моменты воспринимаются на автомате. Ну хорошо, с третьей. По прошествии времени, моя оценка Азула поднялась со средних 7 до достойных 9 плиток из 10.

Сравнивать Азул и Саграду перестали (или стали меньше) в тот момент, как увидели свет Витражи Синтры — вторую часть игры. В этот момент акцент сравнений переместился на неё. Но о стёклышках будет во второй части статьи.

Португальские плиточники. Сравнение трёх версий игры Azul (Часть 1): 5 комментариев

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s