Истина где-то фхтагн. Обзор игры Тайны Аркхема

Обзор игры Тайны Аркхема.

Мифы Ктулху — одна из моих любимых вселенных. Поэтому, когда впервые услышал про локализацию Muthos Tales, книги-игры по этому миру, сразу же решил, что возьму себе. Собственно, и взял, ещё на предзаказе. Случилось это год назад, а прошёл все дела я только сейчас.

Тайны Аркхема вышли в 2016 году. Хэл Эклс, автор игры, никогда не скрывал, что при её создании вдохновлялся другой детективной книгой-игрой, которая известна на российском рынке как Шерлок Холмс. Детектив-консультант. Наигрался, дела кончились, хотелось ещё — и решил написать сам. Фантазия позволила переместиться из Лондона в Аркхем, а вместо Дойловской вселенной в силу вступила Лавкрафтовская.

Не мудрствуя лукаво, автор использовал те же инструменты, что и в Шерлоке: газеты, карту города, адресную книгу, и книгу контактов. Но кроме них в коробке можно найти стопку карт и трек времени. И да, они лежат в ней не просто так, а оправданы механически (об этом позже).

Итак, игра переносит нас на сто лет назад, в город Аркхем, полный мистики, джаза и самогонщиков. Мы выступаем в роли помощников доктора Армитеджа — главного библиотекаря Мискатоникского университета. Помните моду на процедуралы (детективные сериалы), в которых в роли помощников полиции выступают писатели, патологоанатомы, психологи, экстрасенсы? Или ещё ближе, сериал Библиотекари? Вот, это наш случай.

В начале каждого дела (партии) мы приходим к Армитеджу и получаем задание. И нет, нам не придётся искать старую книгу или забывчивого читателя. Мы будем помогать расследовать детективные дела. Процесс происходящего достаточно прост. Во время беседы с шефом мы получаем некоторый перечень имён и адресов. В это же время можно почитать актуальную газету (и там тоже реально вычитать важные зацепки).

После «планёрки» мы вольны идти куда захотим (естественно, по делу). Для того, что бы отправиться к кому-либо, мы ищем этого человека (или это место) в адресной книге.

Аркхем разделён на несколько районов, каждому присвоена своя буква. Так улицы Даунтауна в книге контактов будут иметь маркировку — Д, Нортсайда — Н и так далее. Иногда необходимые адреса приходится искать не в книге, а на детализированной карте города. Радует, что география Аркхема проработана так основательно, иногда можно реально по зданиям и улицам отследить взаимосвязь происходящего.

Выбрав адрес, мы отправляемся на встречу, а точнее в книгу контактов. Любой диалог обычно даёт нам какую-либо информацию. Хотя бы, то что человек в этом доме ничего не знает и вы идёте по ложному пути. В крайнем случае, такого адреса вообще не окажется в книге.

Однако, каждая такая вылазка отмечается на треке времени. Под каждое дело Армитедж даёт нам несколько дней. За один день мы можем посетить до трёх адресов. И каждый промах достаточно сильно бьёт по прогрессу расследования.

Чаще всего, мы получаем информацию, приближающую нас к раскрытию дела. Но не всегда — всю. С некоторыми уликами на руках у нас больше шансов что-то узнать. Наличие этих улик отображается картами допуска. Кстати, так как у меня версия игры ещё с предзаказа, в коробке лежит продвинутая колода допуска, с текстом или изображением конкретного предмета на картах. Вообще колода допуска представляет собой стопку с пронумерованными картами от 1 до 12, но, это не значит, что в каждом деле у вас будут все эти улики.

Иногда даже важно, в какой день, и в какое время суток мы пришли к адресату. В рамках книжного расследования, без помощи приложений и сайтов, это очень интересно.

Все факты, которые кажутся важными, лучше записывать, а в будущем анализировать. Именно к этой информации необходимо применять методы дедукции, и здесь — вся игра. По окончанию отведенного времени, или раньше, мы можем пойти к Армитеджу и ответить на все вопросы, касаемые дела. А затем, оценить, на сколько правы мы оказались, сравнив результат с правильными ответами и прочитав развязку. Правда, по этой самой развязке мы всегда понимаем, что делаем бессмысленную работу, которую параллельно выполняет сам библиотекарь. Как правило, результативнее и быстрее.

Если бы не стечения обстоятельств, статья на эту игру бы вышла на год раньше. Но не получилось — в компании детективные игры либо не любят, либо уже прошли. Так и получилось, что целиком Тайны мы проходили в дуэте с товарищем, три партии — год назад, и все остальные — сейчас.

Почему не получилось собраться с другими? Одних не устроила мистическая подоплёка. Мол, обычная логика здесь не применима потому, что в деле могут щупальца с потолка висеть. Другим же не понравилась… детективная составляющая! По их мнению, пройдись по помощникам Армитеджа, и будешь знать чуть ли не всю необходимую информацию, и ничего искать не надо. Это не так, но иногда кажется, что информации в их руках действительно много.

Это можно перебороть, например, любовью к Мифам Ктулху. Мне эта вселенная нравятся, поэтому на некоторые явные недочёты я просто закрыл глаза. Но не признавать их — глупо. Самым явным недочётом в Тайнах Аркхема на мой взгляд является система вопросов после дела. Хотелось, что бы при выборе ответа на заданные вопросы мы не получали явных спойлеров, но в каждом списке есть странные моменты, подсказывающее, что «да вы вообще шастали не там, где надо!» Естественно, при подозрении о провале, мы старались пройти дело снова, не подсматривая на ответы. Но вопросы нас всё равно наводили на конкретные адреса или имена.

Вторая претензия касается момента, когда игроки уже ответили на всё, и читают развязку. Заключается она в том, что Армитедж — читер! В каждом деле, после развязки, приведён список адресов, посещённых библиотекарем. Для интереса, мы проверяли их все и иногда совершенно не понятно, откуда же он узнал о некоторых моментах. Видимо, просто знал.

Собственно, всё. Не приятные моменты на этом, лично для меня закончены. И даже то, что они касаются пост-партийных впечатлений (а подведение итогов в данной игре, как я считаю, происходит именно после партии), первый небольшой плюс. Всё-таки игра не про то, как обогнать Армитеджа в деле и не про то, как набрать побольше очков. Она про раскрытие дела, впечатления от которого первичнее, чем оценка.

И при работе над делами автор постарался, что бы они отличались друг от друга. Правила допуска или времени — лишь часть из введений, что появляются в течении игры. В каждом деле встречается мелкая деталь, которой не было в предыдущем. Изюминка, которая заставляет вздохнуть среди партии и поставить мысленную галочку в список положительных качеств игры.

Кроме того, каждое дело затрагивает ту или иную грань вселенной Мифов Ктулху, приятно погружая игроков внутрь происходящего. Вам не рассказывают, что где-то в другом городе люди сошли с ума и поверили в древних богов, вас сталкивают лбами и с этими людьми, и даже с этими богами. Но происходит это в ламповом, литературном формате. При создании должной атмосферы можно почувствовать ту самую гнетущую атмосферу неизведанного, за которую любят Лавкрафта.

Нам так, к сожалению, не получилось. Опасаясь, что к следующему делу приступим опять через год, мы проглотили оставшиеся шесть дел за два воскресных дня. И что мы сказали после финального дела? Нет, не «наконец-то». Мы сказали: «Жаль, что это всё».

Очень хочется продолжения. Тайны Аркхема — отличная книга в мире Мифов Ктулху. От игр люди, обычно ожидают большего, чем она может дать, но я, как поклонник, ставлю её 9 Некрономиконов из 10. Не смотря на то, что я её уже прошёл, избавляться от игры не буду. Да, я из тех, кто иногда может перечитать старую книгу.

Истина где-то фхтагн. Обзор игры Тайны Аркхема: 6 комментариев

  1. Никак не могу взяться за нее. Еще и обзор должен. Пока мой самый протухший долг (да еще и единственный пока что=)).
    Мне очень понравилось, как выглядит книга. Четкая. Тоже вряд ли продам, когда пройду.
    И я вот не знаю, стоит ли ждать, когда соберемся толпой любителей Лафкрафта, или махнуть рукой и сыграть одному….=)))

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s