Связанные одной цепью. Впечатления от игры Королевские товары.

Впечатления от цепочки Королевские Товары — Переворот в Лонгсдейле.

Обзор игры Oh my Goods! опоздал на три года. Именно тогда я познакомился с этой игрой, когда привез из Будапешта миниатюрную коробочку Királyi áru для товарища. Игра про производство товаров в различных зданиях, названия которых мы тогда даже не пытались прочитать.

Затем, два года назад, благодаря стараниям Gaga Games, игра попала и на российский рынок. Да не просто так, а сразу с дополнением — Переворот в Лонгсдейле. Этот комплект я приобрёл себе и… На два года коробка легла на полку. Не смотря на это, год назад, с очередной поездки, к игре присоединился второй доп, Escape to Canyon Brook. В нём горы текста, так что для игры с этим дополнением придётся попотеть (и что-то я сомневаюсь, что он будет локализован).

В общем, из забвения Товары вернулись на наш стол. Партия без дополнений, затем залпом — Лонгсдейл… Но, давайте по порядку.

Вселенная Королевских Товаров — королевство Лонгсдейл — не Терринот, не ЗВ и не другие фантастические и фэнтези вселенные. Возможно, это меня удивило и покорило во время знакомства с ней. В этой же вселенной Александр Пфистер выпустил Tybor der Baumeister и новинку последнего Эссена — Expedition to Newdale (которую описывают как Товары, перенесённые на стол). Хочу попробовать все.

Базовая игра

В момент знакомства с Королевскими товарами, мой игровой опыт был значительно меньше. Поэтому карточный филлер, маскирующийся под евро, меня заинтересовал. Здесь и риск, и расчёт, и шило-мыло… Совсем незадолго до этого автор предложил риск в Порт-Ройале, а тут — новая ступень. Правда, Порт Ройал мне показался средней игрой на жадность, которую можно и пропустить мимо (то есть не очень понравилась).

В Королевских товарах риск другого плана. Потерь от выхода одинаковых карт нет, но есть триггер для остановки (солнышки) и пул ресурсов, доступных для производства. Причём, триггер двойной, разбитый на утро и вечер, предлагая решать зная лишь частичную информацию. Ресурсы доступны всем-всем, и даже на несколько зданий (если совпало).

На первый взгляд, игра как раз про решения, связанные с этим риском. Так как имеет место высокая доля случайности выхода ресурсов на рынок, в противовес есть механизм личных ресурсов, имеющихся в руках игроков. Если после заката на столе оказался печальный набор, можно потратить личные ресурсы, для того, что бы мастер (или помощник) не стоял на месте в пустую. Можно позаботиться наперёд и построить торговую контору, которая обеспечит каким-либо ресурсом на следующие раунды. Но то, какие карты придут вам, зависит от замеса карт, а значит от ещё большей случайности.

Иногда надо попинывать себя, напоминая: это не евро, это филлер. Эрзац евро, похожий, но не являющийся. Не стоит строить глубоких стратегий, следует ориентироваться от того, что вышло на рынок и маневрировать.

Тут на сцену стоит вывести другого важного героя игры, который поспорил бы с моим утверждением выше. Цепочки.

Когда мастер производит товары в здании, он делает это двумя путями, через рынок или по цепочке. Второй срабатывает, только если был активизирован первый, и приносит, иногда даже больше. Вот только срабатывает он не так гладко, как хотелось бы.

Первую подножку этот механизм получил от автора. Цены на здания варьируются несколько хаотично, будто их расставляли не по балансу, а интуитивно. Некоторые из них такие дорогие, что если на них и накопишь, то лишь под конец игры. С другой стороны есть крайне дешевые здания, на которые с большой вероятностью хватит денег всегда. Так и разрываешься между интересной игрой в «заведи цепочки и зарабатывай» и быстрой игрой в «построй шлак, но раньше остальных».

Быстрый вариант — привлекательнее и доступнее. Но он не раскрывает всей прелести производства товаров по цепям. Что бы её распробовать — надо специально захотеть и избегать раша. А это не очень справедливо, отказываться от возможного пути игры из-за того что надо, а не из-за того, что хочется. Считаю этот момент самой большой проблемой Королевских товаров — она не может раскрыться, если игроки не постараются. Это — вторая подножка, на которую игра летит автоматически.

Чаще всего мы играем в неё вдвоём с женой, игра понравилась, и мы постарались сделать её комфортной. Не делали никаких запретов друг для друга, просто договорились, что будем строить цепочки. Игра затянулась раунда на три, но стала интереснее. Однако, после энного количества партий открылось новое откровение: не все цепочки одинаково равны.

Есть интересный путь в животноводстве — разведение коров, а потом либо кожевенное и обувное производство, или мясное. Есть стекла, которые производятся за 11 или 12 любых ресурсов (то есть рассчитаны на большой рынок), которые сами по себе интересны, а с досками могут превратиться в окна. В это же время доски могут быть потрачены на бочки. Есть мука, из которой делается хлеб, из которого делается… кувшин? на картинке не очень понятно, чем он становится, логика говорит про квас, глаза — про масло или молоко. Не так важно, главное — есть развитие. А есть кирпичи. Из кирпичей можно сделать, неожиданно, ничего.

То есть автор говорит: ребята, делаем цепочки! А затем даёт здания, по которым цепочки не возможны (спойлер: возможны, но не сейчас). Странная логика.

При всём этом, единственная точка пересечения игроков, это подмастерье, которые хоть немного задают направление при выборе карт для строительства, так как приобрести их можно только если у игрока есть здания нужного цвета. Подмастерье — второй работник, который производит только один товар, но позволяет задействовать ещё одно здание в раунд, что автоматически круто. И идёт на пользу цепям. Но вот только обычно, приобрести его получается только под конец игры. Опять, дразнят, а вволю воспользоваться не дают.

Переворот в Лонгсдейле

Российское издание Королевских товаров уникально тем, что в него сразу же входит первое дополнение — Переворот в Лонгсдейле. В свою очередь это дополнение уникально тем, что предлагает филлеру режим кампании. Крайне необычное, но интересное решение.

Так, происходящее обросло деталями — поручениями короля и церкви, праздниками, тайными бунтовщиками и враждебными соседями с Севера. Всё это уместилось в пять глав, которые имеют небольшие ответвления. Если свести всё к механике, то каждая глава диктует, какие товары точно надо произвести игрокам, что бы не потерять победные очки, а какие — принесут ещё и дополнительные. Это лишний раз мотивирует идти по цепочкам, более того — по конкретным товарам.

Переворот в Лонгсделе принёс смуту и в правила. Точнее, пару мелких, но важных изменений. Теперь:

  • во время строительства можно и построить здание, и нанять подмастерье (раньше можно было сделать одно из этого). Хорошее решение, раньше подключает помощников в игровой процесс. Что бы кто-то из игроков не убегал вперед, внеочередную покупку компенсировали запретом на перемещение — раньше это можно было делать за две монеты в любом раунде, теперь же разрешение на это даёт только пара событий (которые могут в партию и не попасть).
  • длительность партии теперь не зависит от количества построенных зданий и идёт строго девять (а соло — 10) раундов. Рашить становится ещё более бессмысленно.

Новый элемент игры — события, вносят немного реиграбельности в процесс, одаривая игроков неожиданными возможностями — то все цепочки заведутся, то солнце раньше взойдёт (позже зайдёт), то за военную силу поощрят.

Кстати, появилась военная сила — новый «ресурс», необходимый именно в формате кампании. Здания, которые его приносят, приносят ещё и скидку для производства. Появляются они прямо в первых главах, после чего попадают в общую колоду.

Кроме них, в игру приходят ещё и самообрабатываемые карты — для того что бы кукурузные поля или виноградники работали, не требуются работники. Удобно, хотя в последующих цепях они не участвуют. У винограда ещё и стоимость может повысится, в зависимости от того, сколько у игрока зданий такого-же цвета.

Ну и последние два новых товара, которые приходят в игру, это печи и оружие. Собственно, цепочка для кирпичей (ура!) и для металла (хотя больше для сюжета), которую можно продолжить лишь имея военную силу. Ничего интересного.

Наше прохождение кампании прошло по схеме «начинали за здравие, закончили за упокой» — С каждой следующей главой интерес к нововведениям угасал. Цель финальной главы вообще разочаровала. И повлиял на это не сюжет, а челлендж, который ставится перед игроками. Куда выше ступень этого вызова в соло-режиме игры (одну партию я даже сыграл для интереса), но в одиночку играть я снова разучился. Тем не менее, задачи, поставленные перед игроком, очень тяжелые — требуется успеть набрать куда больше, и по всем фронтам. Неожиданно.

Испортили впечатления ещё и некоторые недомолвки. Так виноградники, оружейщики и печники после глав, в которых появились, остаются на перепутье — то ли они идут по следам предыдущих зданий и попадают в колоду (но те были отправлены руководством на карте главы), то ли они уходят из игры (и участвуют только один раз?), то ли остаются в игровой зоне всегда доступными… А ещё Куница — Зайка и Мерц — Грош, но это мелочь.

Эти негативные моменты испортили кампанию, но не испортили саму игру. Дополнение я действительно считаю обязательным к игре, просто более ценным оно является в режиме всё включено. В принципе, после прохождения всех глав, этот режим становится основным и всё приходит в порядок.

Вот только финальная глава заканчивается не хилым клиффхенгером, который должен раскрыться в Escape to Canyon Brook. Обзор на это дополнение постараюсь написать после прохождения.

Филлер Королевские Товары сперва притворился евро-игрой, затем игрой с кампанией и легаси (да, тут есть минимум элементов наследия). Откровенно — не каждая игра так сумеет. По хорошему, она заслуживает семёрки, но мне игра нравится, поэтому для себя оцениваю её на 8 из 10.

А скоро мы сбежим в Каньон Брук.

Связанные одной цепью. Впечатления от игры Королевские товары.: 4 комментария

  1. Отличный обзор! Кампанию еще и сам не прошел, пока играли только в базовую версию. Интересно мнение о втором дополнении и — самое главное — как карты оттуда потом влияют на простую игру, без сюжета.

    Нравится

    1. Из самого очевидного в игре — новые события, цепочка для винограда и множество уникальных подмастерий, которые дают доп-плюшки. К сожалению карты в этом дополнении несколько другого размера. К счастью, их ПОЧТИ не надо мешать.

      Нравится

      1. Любопытно, спасибо. Остается надеяться, что «Гага» все-таки издаст второе дополнение в России.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s