Головоломное прохождение «Клаустрофобии: Пробуждение»

Обзор игры Клаустрофобия: Пробуждение | Escape Tales: The Awakening.

Что получится, если к квесту в реальности, перенесённому на стол, пришить ещё и книгу-игру? Постараюсь максимально без спойлеров.

Правильно, получится «Клаустрофобия. Пробуждение». Эта игра одновременно пытается стоять на полке с играми головоломками, аля Exit, Unlock!, Квестмастер и с сюжетными книгами-играми (тут одновременно умещаются и Шерлок, с Тайнами Аркхема, и Это моя война, и книги Дмитрия Браславского). На двух полках одновременно стоять тяжело.

Escape Tales: The Awakening, как игра называлась в девичестве, является продуктом польского издательства Board and Dice. На счету Якуба Кабана, Бартоша Идзиковски и Мэтта Дембека нет настольных игр на счету до этой, так что можно назвать Пробуждение их дебютом. Но эти люди заняты в создании квест-комнат сети LockMe (польский аналог Клаустрофобии) , так что у них был не плохой фундамент для создания этой игры. Кстати, на Essene’19 они представят свою следующую игру из этой же серии — Escape Tales: Low Memory, с совершенно новым сюжетом и подходом, отличающимся даже от первой игры. На российский рынок игру локализовал союз издательств Cosmodrome Games и Лавка игр.

Что из себя представляет Пробуждение? Если грубо, это набор головоломок, связанных белыми нитками в одну историю. Вот только доля этой истории, в отличии от тех же Exit’ов достаточно большая. Сюжет начинается мрачно — отец пытается вытащить дочку из коматозного состояния тёмными ритуалами… Не самый традиционный подход, но как зачин для мистической истории — пойдёт.

Все перемещения по комнате в игре фиксируются жетонами действий. Для затравки, жетонов намного меньше, чем точек соприкосновения с локацией, и во время исследования необходимо решать, что на первый взгляд нас привлекает больше всего. При выборе точки, в игру вступает книга историй.

Во-первых, она ведёт повествование, описывая окружающую среду, раскрывая его отношение к происходящему, рассказывая воспоминания и факты из жизни персонажа и его дочки. Во-вторых, она отсылает нас к картам из колоды головоломок.

Разгадывание головоломок занимает основное время партии. Уровень головоломок здесь низко-средний, если и есть по-настоящему сложные головоломки, то только одна-две, остальные же лежат относительно на поверхности. Если брать игру только ради головоломок, откровенно, можно разочароваться. Решение головоломок хранится на сайте, сделанном специально для игры. Там игроки проверяют свои ответы и получают ссылку на параграф в книге историй. Книга-карты-сайт-книга, и так по кругу.

Если вдруг головоломки оказались тяжёлыми, то игроки могут воспользоваться подсказками. Они трёхуровневые, самые первые — почти бесполезные, а последние позволяют без всякого штрафа за несообразительность продвинуться дальше. Даже не знаю, как оценить этот момент, возможность игнорирования головоломок в игре, где они взяты за основу, кажется не очень логичной.

В тоже время, если игрокам не хватило жетонов действия на исследование локации, они открывают так называемые карты судьбы, которые сперва просто так, а потом за некую плату дают дополнительные жетоны действий. Плату как раз можно назвать штрафом (так как эта плата может понадобиться где-то ещё), хотя здесь это кажется менее уместным.

В отличии от собратьев по цеху, Пробуждение делает уклон на то, что вся история займёт у игроков не скромные час-полтора, а целых пять-шесть. При таком уровне головоломок этого многовато — любителям поломать мозги данное сочетание может не понравиться. Многие, как и мы, проходят игру за два вечера, и это нормально для игры, только длинный промежуток между двумя половинами не желателен, многие моменты могут забыться, и тогда сюжетная часть потеряет свой вес, а это пойдёт только во вред игре.

Впечатления

Негатива в игре хватает. С первой стороны, головоломки. Детские загадки встречают нас только на старте, но и в последующих локациях они заточены на подсчёт чего-то или просто на внимательность. Есть достойные пара головоломок, которые нам понравились, но на такую коробку этого мало. Кроме того, не все они показались уместными. Отец, за которого мы играем, видимо слишком рассеян, что бы запомнить, например, код от своего же сейфа.

Вообще, здесь возникает некоторый диссонанс. Головоломки отдельно — так себе, история отдельно — так себе, но вместе они поднимают друг друга и тащат игру на более-менее приемлемом уровне. Более того, их лёгкость позволяет сохранять динамику партии, игроки не зависают над одной загадкой на час, что бы просто найти за дверцей новую загадку.

Как бы не уговаривали маркетологи, игра не многоразовая. Да, сценарий предлагает несколько существенно отличающихся развилок, но они не стоят повторного прохождения сюжета. До первой развилки ваш путь пойдёт по уже проложенным рельсам, а дальше вас может подтолкнуть к тем же загадкам, что и раньше, просто приправленным чуть отличающимся текстом. На вторую партию остаётся где-то 25% неигранного контента, но этого недостаточно для полноценной реиграбельности даже на вторую партию.

Ещё и решения на развилках основаны на интуиции и не прикреплены ни какими игровыми элементами. Текст в книге подаёт всё так, что любой из вариантов кажется правильным. После прохождения игры мы почитали остальные возможные варианты финала и остались довольны — наш тык в небо попал почти в самый лучший вариант. Не радует только то, что финальный выбор опять таки случаен. То есть, там есть варианты, которые точно кажутся странными. Но есть и достаточно равноценные, кажущиеся хорошими (но не являющиеся). Это не напрягает во время партии, но портит впечатления после прохождения.

Концепция — сюжет + головоломки, где история тоже играет главную роль — подняла Клаустрофобию на ту высоту, на которой я с большим удовольствием сыграю во вторую игру серии, которая даже ещё не вышла, чем в какой-либо из ещё не игранных квестов Exit. Не берите с меня пример, если головоломки для вас превыше — здесь никаких откровений вы не найдёте. Поставлю головоломкам — 5 из 10, сюжету — 5, а всей истории — 7, и буду надеяться, что в Low Memory авторы подтянут уровень не только самой игре, но и её отдельным составляющим.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s