О бедном герое замолвите слово. Обзор игры Elysium

Обзор игры Elysium.

В прошлом году, во время моего посещения Праги, Дмитрий Шугаев познакомил меня с настольной игрой, которая мне сразу же запала. Из названия статьи, вы понимаете, что речь идёт о Elysium. На последнем Маттрейде получилось поменять на неё, кажется, Мёртвый сезон — по стоимости обмен не очень выгодный, но очень правильный по получаемым впечатлениям.

Сперва, чуть-чуть общей информации. Elysium — игра Мэтью Данстана и Бретта Дж. Гилберта на 2-4 игрока, о героических подвигах и легендах Древней Греции. Игроки в процессе партии набирают карты и составляют из них сеты. При этом карты либо живут (и приносят эффекты), либо превращаются в легенды (и приносят победные очки). Elysium была номинирована на несколько премий в 2015 году, даже взяла награду как лучшая карточная стратегия на UK Games Expo, но дальше исчезла с радаров. На BGG имеет скромный рейтинг 7,3 (по мнению 7,5 тыс.человек)

Как не печально, статья пишется в пустоту: в мире игра не взлетела и продажи издательство Space Cowboys не устроили, поэтому у игры не было ни второго тиража (с FAQ и подправленными правилами), ни дополнений. О том и о другом можно найти крохи информации на BGG, и грустно вздыхать.

Хотя перед тем, как вздыхать, надо сперва наиграться в базовую игру, а это не так то и легко. Всё из-за главной особенности игры: в игре участвует пять семей богов из восьми имеющихся. Каждая комбинация, даже если поменять в ней всего одну семью, прилично меняет процесс партии.

Каждая из семей делает упор на какой-то из аспектов игры, некоторые даже вносят дополнительные элементы. Так, например, только с Аресом в игре участвуют жетоны военной силы. Но об этом чуть ниже.

В остальном же всегда проходит по определённому сценарию: пять раундов, по четыре фазы, из которых игровая — одна.
Игроки в своём распоряжении имеют планшет, на котором отображены места под деньги, военную силу, славу (или победные очки), маркер очередности хода и четыре разноцветные (катушки от ниток) колонны.
Основой для действий игрока является Рочестер драфт, о котором я впервые услышал именно при знакомстве с этой игрой. Только погуглив, я узнал что это за механика на самом деле — с первоисточником Элизиум несколько отличается.

Суть его в следующем. Карты имеют требования для взятия в виде цветных кругов. Что бы взять карту, игрок должен иметь в активе колонны того или тех цветов, что и круги на карте. Каждый игрок имеет по четыре колонны, но на карты тратится лишь три. Одна из них обязательно должна быть потрачена на плашку с очередностью хода. Эта плашка будет работать в следующей фазе. Главной особенностью является то, что не обязательно тратить колонну того же цвета, что и требуемые, можно использовать любую, лишь бы требуемые были в активе.

После взятия карты отправляются в домен игрока — зону над планшетом, в которой хранится основная масса карт, и что главное, в которой срабатывают эффекты с этих карт. Одни срабатывают сразу же, другие в момент желания игрока, третьи можно использовать каждый раунд, четвертые тоже каждый раунд, но только в паре, пятые приносят пассивные плюшки, шестые — тоже плюшки, но в следующей фазе, седьмые без эффекта, зато дают дополнительные победные очки. Тремя картами в раунд, чаще всего, не обходится — много эффектов нацелены на дополнительное получение карт. Вообще, эффекты могут завернуться в такую комбинацию, что остальные только рты разевают.

Одним из четырёх действий является взятие плашки очерёдности. По окончанию фазы действий, мы имеем право отправить одну/две/три карты из домена в элизий (сложить легенду о доблестных героях, павших в бою от рук неизвестных злодеев.

Бардам необходимо платить — в казну надо скинуть столько же монет, сколько изображено на номинале карты. При складывании легенды игрок сразу же определяет «песню» (сет карт), в которую пойдёт карта: по цифрам (обязательно разного цвета) или по цвету (обязательно разного номинала). Собственно, в этом и цель игры: собирать сеты-легенды, которые в конце игры принесут основные победные очки. Хотя… есть комбинации семей, в которых элизий является второстепенным источником очков.

Третья фаза ещё и распределяет очерёдность игроков: не только для того, что бы определить, как они будут ходить в следующем раунде, но и что бы отслеживать, кто раньше сложил полноценные легенды. Самых быстрых награждают: за полностью собранную семейную легенду игрок получает дополнительные 5 очков. Второй игрок получит ещё 2 очка, оставшиеся уже ничего.

За сбор сетов по номиналу награждают недожидаясь — как только кто-то набирает в легенду 2 карты, он получает бонус, который может потерять — если кто-то в будущем наберёт больше карт в таком же сете. Окончательно он останется у того, кто раньше остальных соберёт в сете пять карт одного номинала.

Семьи

Все изменения в игру вносит тот или иной бог древней Греции. К каждой семье отнеслись с особой трепетностью, артами каждой колоды занимались далеко не последние художники, например, колоду Афины рисовал Венсан Дютре.

Самый скучный по мне из всех — Арес. С ним в игру приходят жетоны военной силы, которые накапливаются или переходят от игрока к игроку, но влияют только на конец игры, где они приносят победные очки по мажорити. Его карты довольно прямолинейны и интересных комбинаций не изобретают.

Почти так же прямолинеен Зевс. Единственное, из-за чего он сильно лучше Ареса, так это тем, что не плодит лишних сущностей, а добывает конкретно победные очки. Победные очки просто так, за взятие горожан, за сброс карт, за каждую пару карт, даже за каждые три победных очка (ты славный игрок, держи ещё славы!). Опираясь на его карты можно смело отложить сложение легенд в сторону и набрать гору победных очков.

В этот же список прямолинейных богов можно включить Гефеста. Он — золотоносная жила игры. Без его участия в игре приходится побираться так, что иногда даже на составление легенд не хватает. Зато, если он в игре, можно неплохо поживиться деньгами, и, если успеть, конвертировать их в гору победных очков.

Самый агрессивный в пантеоне — Посейдон. Его карты открыто делают гадости соперникам, отнимая деньги, очки или карты. От того, что кто-то берёт его карты, всегда злишься. Так что он подходит далеко не в любой компании. Но если за столом любители более тесного взаимодействия — Посейдон может прийтись по душе.

В противовес ему, колода Афины самая добрая. Она даёт разные бонусы и нашим, и вашим. Естественно, соперникам бонус достаётся не весь, но иногда тоже приятно. Сами бонусы касаются всего по чуть-чуть: денег, очков, карт, даже переносов в Элизий.

Слагать легенды вне очереди, бесплатно или в большем количестве позволяет, что логично, Аид. Его колода больше всего соответствует концепции самой игры — с картами Аида легче собирать сеты, потому что занимаешься этим не только в фазе сложения легенд, но и в фазе действий. Вот только без Гефеста работает в пол силы, так как Элизий всё-таки требует приличного количества денег.

С Аполлоном в игре появляется ещё один пласт — карты из будущего раунда в зоне Оракула. Во-первых, они позволяют видеть чуть-чуть на перёд, возможно — спланировать что-то на следующий раунд. Во-вторых, с помощью тех же карт Аполлона, их можно приобрести в текущем раунде, то есть выбор игрока чуть увеличен. Основное, что может принести Аполлон — это как раз карты в домен из Оракула.

На легке в эту игру прилетает Гермес. Ни даёт ни каких ресурсов, но даёт их все. Если вы любите комбинаторику, то Гермес в партии обязателен, так как позволяет повторно разыгрывает одноразовые эффекты с карт других семей. Он может даже подглядывать в элизий или чужие домены.

Уже по этим кратким описаниям можно сложить впечатления о возможных комбинациях и возможных партиях. Но авторы успели чуть-чуть подумать за нас и сами предлагают несколько вариантов игры. Не все они равнозначны, как по мне, чем скупее боги, тем скучнее и сама игра, хотя эти режимы в то же время кризисны (берёте Аполлона, Ареса, Аида, Гермеса и Посейдона=страдаете).

Впечатления

В первую очередь, тема игры наталкивает на сравнение Elysium и 7 Wonders. В своё время 7 чудес очень часто раскладывалась в компаниях, с которыми я играю, но так и не привлекла меня. Я играл в неё, но того же удовольствия, что и остальные игроки, не получал Ну, Вы же играете иногда в обычные нормальные игры? вот и я так же воспринимал 7 чудес. Так вот Элизиум для меня занял именно эту нишу. Красивая игра с античной темой и драфтом (хоть и другим), на сбор сетов.

Не сразу мы заметили то, что высказал один игрок, впервые севший за неё совсем недавно. Он сказал, что в отличии от других игр, где хочется взять в своё владение побольше карт, так как они очень привлекают, в Элизиуме смотришь в агору (ряд доступных карт) и не хочешь ничего, потому что всё — плохое. После его слов, это сильно бросилось в глаза.

Действительно, чаще всего в агоре лежат посредственные карты с минимальными эффектами, и выбираешь из карт не ту, что принесёт много ресурсов/очков, а ту, что хоть что-то принесёт в отличии от остальных. Из-за специфики игры, такие карты могут занимать больший состав колоды семьи, а могут достаточно малый. Но в игру вступает сразу пять семей, а на поле выкладывается далеко не весь пул карт, поэтому часто выбирать не из чего.

Учитывая то, что каждая из карт несёт какой-то эффект, признание бесполезности большинства карт стало шоком. Взгляд на игру будто перевернулся с ног на голову. Но после партии, другой даже при перевёрнутом взгляде, впечатления не испортились. Потому что игра построена не только на полезных эффектах для себя. Здесь есть возможность влиять на то, что достанется/не достанется сопернику. Желаемые эффекты иногда расходятся с желаемыми картами для легенд, и берёшь второе игнорируя всяческие плюшки.

Сперва отпугивала языкозависимость, но все доступные карты всегда в открытую и их эффект всем может прочитать один игрок, знающий английский. А уже через партии три и этого не требуется, иконографика справляется со своей задачей и всё хорошо рассказывает.

За всё время не разу ни играл в неё на двоих, но видел на BGG несколько альтернативных вариантов дуэльной игры, что как бы на мекает, процесс на двоих не так гладок. Но я просто посоветую играть в неё большей компанией (мы, чаще всего, играем в Элизиум вчетвером). Правда, в этом случае игра имеет другой минус — её длительность чуть больше, чем хотелось бы.

Если после первой партии кажется, что потом станет лучше, то после десятой приходится просто смириться. Время не станет меньшим, потому что большую часть игры у каждого есть простор для выбора и далеко не всегда ход будет очевидным. На коробке написана длительность в 60 минут, и так быстро у нас ещё ни разу не получилось сыграть.

Не смотря на вышеописанные минусы, оцениваю Elysium на 8 из 10 и продолжаю получать удовольствие от игры. Будет возможность — попробуйте.

P.S. Если всё-таки получится доиграть её до дыр, думаю добраться до любительского дополнения «Богини»: восемь богинь, которые не только паразитируют на старых механиках, но и вносят что-то новое. Из интересного заметил более тесное взаимодействие с картами из чужих доменов у Артемиды, ещё больше — с чужими картами и ресурсами у Геры, летнюю и зимнюю сторону карт у Деметры, защитные свойства Гестии, эффекты с проверкой удачи у Фортуны, новые ресурсы у Ириды, Афродиты и Диониса (кхм-кхм, как он попал в этот список?).

О бедном герое замолвите слово. Обзор игры Elysium: 7 комментариев

  1. Есть у тебя (как уже у опытного Элизиониста) мысли по поводу, почему эта игра не взлетела? Я вот это до сих пор не очень понимаю.. Игра красивая, вариативная (можно устроить как кризис, так и изобилие, убрать/добавить по своему вкусу комбы и take that), по сути не сложная (сбор сетов, иконографика понятная), недолгая (вчетвером конечно похуже, но вдвоём вообще пролетает за 40 минут), неплохо идёт любым составом (вдвоём убираем часть карт)..
    Замечание (кажется, это был Мишаня) о том, что на столе не из чего выбрать, мне видится слабоватым аргументом.
    Любопытно, что те, кому Элизиум приглянулся, активно топят за него на форумах и клятут проклятое Асмоди за отсутствие нового тиража и похороненный доп, но, видимо, продажи говорят о том, что таких фанатов — меньшиство.

    Нравится

    1. Мы в компании наоборот, оценили игру вчетвером больше, чем игру вдвоём (честно, даже не пробовали дуэльно). Кроме того, на бгг увидел несколько веток обсуждений альтернативных вариантов игры на двоих, видимо он не всех устраивает.

      У некоторых игроков она вызывает ассоциации с Роскошью, которая в разы проще (хотя я не вижу достаточного количества схожих элементов, что бы их сравнивать). Возможно, что рассматривая Элизиум на покупку, люди ставили его в ряд не с теми играми, оттого разочаровывались и сделали отрицательную рекламу игре? Хотели попроще, а получили мозголомку, в которой выбор карт сопровождается негативными эмоциями. Тут как раз подключается аргумент Миши(да, это его замечание).Слабая отмазка, но я склоняюсь к ней: огорчающее (не меня) не соответствие ожиданий-реальности.

      Нравится

  2. Только начали погружаться в мир настольных игр) Пытались затестить Fluxx, но так и не получили удовольствия. Пойдём наверное, всё-таки купим Элизиум. Спасибо за обзор!

    Нравится

  3. Вторая моя любимая карточная игра из всех 🙂
    >>> в Элизиуме смотришь в агору (ряд доступных карт) и не хочешь ничего, потому что всё — плохое.
    Я такого за наши партии (десятки) не замечала, всегда мучаюсь выбором, что же взять: эффект получше или карту для сета. За это и люблю.

    >>> процесс на двоих не так гладок.
    Изумительно играется на двоих. Только не с Аресом, потому что он тогда почти не имеет смысла. В остальном необходимости в каких-то костылях не замечала.

    Нравится

    1. С выбором карт, которых не хочется — тоже мучаешься )) При этом да, часто карта, которая приносит хороший эффект — в сете не может найти места. И наоборот.
      Что бы сказать что-то личное о партии вдвоём, мне надо сыграть партию вдвоём — а мы всё как то большим составом раскладываем игры (не только Элизиум, заметил что дуэльно с женой мы теперь играем ооочень редко, вместо этого часто зовём в гости друзей).

      Нравится

      1. Всё-таки у меня чаще в Элизии возникает чувство, что мне надо и вот это, и вот то, и ах как бы соперник их не забрал :))

        А мы чаще всего играем вдвоём.. И я рада, что Элизий из того разряда игр, которые круто играются вдвоём, но можно играть и большим составом. Кстати, втроём уходит напряжение за выбор квеста, их всегда 4 штуки на троих, в то время как вдвоём их два и вчетвером четыре, а ходить первым или иметь возможность больше карт перенести в Элизий может быть решающим в нужный момент. В общем, на удивление, втроём эта игра показалась хуже, чем другими составами, хотя обычно три игрока это золотое число.

        Нравится

      2. У нас как раз чаще игра раскладывается вчетвером, поэтому о выборе квеста я даже и не задумывался. Действительно, часто момент его выбора играет злую шутку с игроками — подрезать нужный тайл (или единственно возможный) прямо перед носом или взять карту, которую вероятнее всего до тебя заберут, вот где деллема 🙂
        Вчетвером в минусы записывается только длительность партии. И то не для всех, мы в этом проблемы не видим.

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s