Миссис Хадсон, и вы туда же? Впечатления от серии игр «Элементарно»

Обзор серии игр «Элементарно» / «Sherlock»/»Q». Без спойлеров.

Коробочки

Как авторы запихнули в такую миниатюрную коробочку такую мозгодробительную историю? И что же отличает коробку из 37 карт и листочка с правилами от остальных детективных игр, с книгами, картами, приложениями и интернет сайтом?

Насколько глубоки истории в коробочках, решать только игрокам, но у меня вся серия вызвала восторг.

"Последний шанс", "Убийство в день независимости" и "Смерть археолога" - это сразу три микро игры, первый локализованный сезон детективов объединённых одной механикой в серию игр "Q system". Авторы игры - педагог, геймдизайнер Жозеп Искьердо (Josep Izquierdo), сценарист Марти Лукас (Mateu Lucas).  В Испании уже вышел второй сезон, ещё из трёх игр на этой же механике.Игра на 1-8 игроков, длительность партии около 60 минут.
На первой фото один из авторов — Марти Лукас и премия Испанская игра года-2018, на второй — второй сезон игры, на третьей — оба автора за получением премии.

Игры в серии не связаны общей историей, поэтому начинать играть можно с совершенно любой коробки. Каждая из них — одноразовая, после прохождения сценарий не пройдёшь ещё раз. Поэтому не стоит оставлять её на ночь или раскладывать в неподходящем настроении.

Самое необычное в игре, это её основная механика. Игроки держат в руке по три карты. Если играть компанией больше шести игроков, то по две (но лучше не играть такой большой компанией). В свой ход каждый игрок либо выкладывает одну из карт на стол, либо сбрасывает её в сброс.

И всё. Спросите, что же здесь необычного? А то, что это детективная игра, где нам необходимо расследовать конкретное дело, а не собирать сеты из цифр или цветов или того и другого. В детективе мы привыкли получать информацию, реагировать на неё и полагаясь на логику двигаться в прописанном направлении. Здесь же стартовая информация и карты на руке показывают каждому игроку разный кусок картины происшествия.

Информация на картах в руке, по большей части, закрытая. Можно произносить названия карт в определенной рамочке и вот такие слова. Остальным текстом во время игры делиться нельзя. Поэтому решения о выкладывании или сбросе каждого игрока важны. Однако по завершению колоды и перед ответом на вопросы каждый за столом в праве вспомнить всё, что скинул и рассказать остальным. Люди с хорошей памятью могут найти в этом чит, сбрасывать всё, а в конце игры просто пересказать. Благо, некоторые карты для правильного решения лучше всё-таки видеть, иначе можно пройти мимо правильной версии событий. Ещё и правильного ответа вы нигде на картах не найдёте, до всего следует додумываться самим.

В начале игры сложно. Особенно, в первый раз. Все подсказки кажутся странными, не понятно — нужны ли они будут в конце, а подождать и не разыгрывать нельзя — механика не позволяет. С каждой новой выложенной зацепкой картина расширяется и показывает игрокам, на чём не обязательно заострять внимание.

В конце, после ответов на вопросы игроки подсчитывают очки за правильные ответы и вычитают очки за лишние карты. Вот это самый спорный момент игры . Оценка игроков, описанная в конце, не совсем совпадает с ситуацией в партии. Так, проходя дело о смерти археолога, мы поняли кто, как и когда, но не поняли зачем, по очкам набрали мало и были названы «Миссис Хадсон», как ни в чём не разобравшейся. А в деле о самолёте мы узнали чем, но не поняли кто, и за что. При этом, почти без лишних карт не добрали одного очка до «Доктора Ватсона». По совести, я бы оценил нас наоборот. С убийством в день независимости мы отличились почти идеальным ответом — 9 из 10, ошиблись с довольно второстепенным ответом и… всё равно «Доктор Ватсон», потому что много лишних карт.

Сравнивать «Элементарно» с другими детективными играми на самом деле сложно. Между «Детективом» и «Местом преступления» можно найти общие склонности к новым тенденциям (сайт vs. приложение), «Шерлок Холмс: Детектив-Консультант» и «Тайны Аркхема» построены на одном принципе книги с картой и газетами, а тут… Колода карт и механика проходного филлера. Однако, можно провести аналогии.

«Элементарно» достаточно быстра и в этом плане схожа скорее с часовыми играми-квестами (типа Exit), чем с детективами. Механика здесь предполагает, что основные рассуждения о деле происходят перед концом игры, а не в процессе розыгрыша карт, что не даёт затянуться партии. Игры этой серии не предлагают инновационных инструментов; сюжеты не прямолинейны, могут увести в сторону или поставить в тупик. Несмотря на мозголомность игр, особую глубину в часовой процесс засунуть не смогли, хотя и постарались. На коробке написано, что играть можно как одному, так и компанией из восьми человек, но я бы рекомендовал остановиться в пределе троих-пятерых игроков.

Не готов подводить общие итоги (Тайны и Холмс всё-таки ещё не пройдены), но скажу так: дополнения на русском к «Детектив: Дело о современном расследовании» я не жду, к «Месту преступления» — жду умеренно, а продолжения к «Элементарно» — очень жду. Стиль жизни, не подведи!

Миссис Хадсон, и вы туда же? Впечатления от серии игр «Элементарно»: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s