Место преступления: на столе или в планшете? Обзор игры

Обзор игры Место преступления/Chronycles of Crime.


Кажется, бум детективов сделал своё дело — о них говорят на каждом углув каждом блоге, сравнивают друг с другом. И я туда же.

Место преступления — очередной детектив на нашем столе. Разработал его Девид Чикьюрел, ранее отметившийся в видеоиграх (он принимал участие в работе над Batman: Return to Arkham и Assassin Creed Ezio Collection). В этот раз настольное расследование с мобильным приложением, вместо интернета (как в Детективе) и книги (как в Шерлоке или Тайнах Аркхема). После долгого рассмотрения можно засомневаться, настольная ли это на самом деле игра? Давайте посмотрим.

Наполнение коробки без поля. Ну пустая, да.

Обзор игры

Открыв коробку, вы можете разочароваться. Наполнение здесь скупое: колода карт людей, улик и особых зацепок, стопка локаций, 4 планшета помощников и игровое поле. Если задуматься, эти компоненты можно поместить в коробке из-под Детектива: игры о современном расследовании, не вынимая компоненты самого Детектива (даже органайзер не трогая).

Единственное, что может помешать, так это игровое поле. Изгиб гитары жёлтой чуть меньше, чем изгиб этого куска картона. Да, лечится прессом. Но это не особо нужно. Как ни странно, поле в этой игре — тот аппендикс, который можно безболезненно отрезать. Оно пытается оптимизировать пространство на столе ,но делает это абы как, поэтому мы в компании от него отказались, раскладывая все карточки на столе. Если у вас есть гвоздики, веревка и, например, лист пеноплекса — игра будет выглядеть атмосфернее. Более того, так будет легче провести связи между персонажами, локациями и уликами.

Карты улик, людей и локаций объединены одним — наличием QR-кодов. Они здесь не просто так, с помощью них приложение проводит связи между персонажами и зацепками. Карты улик и зацепок достаточно аскетичны, улики написаны обобщающими словами, зацепки — символами. Локации и люди уже нарисованы более детально, правда, если районы Лондона мне понравились, то портреты здесь довольно спорные.

Но основной игровой компонент Места преступления в коробке не найти. Ведь это — мобильное приложение. Chronicles of Crime можно бесплатно скачать в App Store или Google Play. Обратите внимание, без него всё, что лежит в коробке — бесполезные карточки с картинками. Весь текст, сюжетные линии и основные механики рассказаны в приложении. Автор заранее, ещё на коробке, предупреждает: правила можете не читать, пробное дело и планшет скажут вам, что вы можете или должны будете сделать.

Порог вхождения в игру низкий, легко освоиться здесь смогут далёкие от настольного мира люди. И это тоже благодаря приложению. Для проформы здесь есть пробное дело, которое обучает азам: как допрашивать свидетеля, как осматривать место преступления, как сдавать отчёт о деле. Оно проходит минут за 10-15, так что игроки не успевают зазеваться перед основным делом. Сами партии длятся около одного-полутора часов. Сравнивая с тем же Детективом, где дело занимает весь вечер и сильно изматывает, это очень быстро и позволяет сразу сесть за следующее преступление.

За столом может находится от одного до четырёх сыщиков. Ничего не мешает посадить больше игроков, но на BGG рекомендуют играть вообще вдвоём. Что делают игроки в процессе игры? Можно сказать, что они допрашивают свидетелей, ищут улики, проводят экспертизы… А можно сказать, что они сканируют всю игру QR-коды на карточках. И то, и другое будет правдой. Всю игру планшет/телефон перемещается от карты к карте, сканирует код и выдает текст, то, как к одной карточке относится другая. Именно на основании этой информации сыщики делают свои выводы и выбирают дальнейшие действия. Особняком стоит только осмотр места преступления.

Что бы без спойлеров, посмотрим на пейзажи.

Место преступления — настоящая локация, которую можно рассмотреть вдоль и поперёк. Разработчики заморочились, и локацию можно рассмотреть в VR-очках, что добавляет +100 к погружению. Да и без очков этот элемент игры создаёт необходимый вау-эффект. Однако он занимает не так много времени и после него придётся опять сканировать карточки.

В приложении можно найти и бесплатные сценарии к базовой коробке, и платные сценарии к ней же, и две новые арки — к новым физическим коробкам, содержащим дополнения игры: Noir и
Welcome to Redview. Правда, дополнения и часть платного контента ещё на английском, но издательство Hobby World, локализовавшее игру в России, ведут работу над остальными сценариями (не знаю, над всеми ли, но ведут).

Впечатления

Вернемся к вопросу, настольная ли это игра?

Может показаться, что у меня претензия к многократному сканированию QR-кодов. Но нет, за все партии (а бесплатный блок игры я попробовал весь), меня ни разу это не напрягло, а после прохождения Детектива Тшевичека, я вообще увидел в этом плюс.

Я лично не играл, но точно знаю, что многие вспомнят компьютерные примитивнейшие текстовые квесты, где игрок пишет, что идёт налево или направо, а программа отвечает ему, что он там находит. Так вот Место преступления — эволюционировавшая версия такой игры.

Заметьте, что к книгам-играм она относится ещё меньше, чем Детектив (там тоже не книга, но механических отсылок к этому жанру приличное количество). Литературная составляющая в этой игре довольно скупая, нам не описывают лишних деталей, не рассказывают, как мы пьём кофе. Информация подаётся прямолинейно и даже если персонаж не доволен и не хочет разговаривать — он говорит об этом коротко. Сперва текстовую часть я хотел записать в минусы игры, но после нескольких сценариев принял, что это — совсем не книга, и претензия угасла.

При этом, очень понравилась механика реакции персонажа. Когда ведешь допрос свидетеля он в общем-то рассказывает про всё, или наоборот от всего увиливает. Но есть вопросы-триггеры (это может быть и улика, и другой персонаж), которые заставляют человека замолчать или, соответственно, разговориться. Главное, просканировать нужную вещь. Это хороший эффект, и без приложения такое реализовать было бы сложно. Ещё приложение самостоятельно следит за временем и внутри-игровыми событиями, которые так же могут быть триггерами при опросах.

С этих слов можно подумать, что Место преступления — мобильная игра, в которую зачем-то добавили живые карточки (ведь их можно ввести на экран и выводить отдельным блоком). Но вот нюанс — количество информации, которую даёт сценарий для размышления — слишком много. На экране всё превратилось бы в настоящую кашу. А на столе, где много места и можно провести связи (веревочки), разложить всех по локациям, и вообще сделать косплей на настоящую доску в детективном участке — следить действительно удобно. Кстати, это способствует живому обсуждению за столом — а ведь именно для этого мы играем в настольные игры!

Если сравнивать игру с Детективом: Игрой о современном расследовании, то выводы получаются не однозначные. Сравню их по пунктам.

Детектив

  • Использует компьютер/гаджеты для доступа в интернет
  • Механика игры на карточном движке; информация и на картах,и в интернет базе.
  • Механически не идеальная, есть претензии к возможностям игрока.
  • За временем следит игрок.
  • История дела глубокая, затрагивает и предыдущие и будущие дела. Локации и персонажи так или иначе связаны, лишние упоминаются лишь вскользь.
  • Проходить лучше от начала до конца в одном составе, без новых игроков в середине кампании.
  • Литературная составляющая большая, но посредственная.
  • Дело займёт весь вечер.

Место преступления

  • Использует гаджеты для мобильного приложения
  • Механика игры на базе мобильного приложения, информация в мобильном приложении, карты -лишь ключи к информации.
  • Механически проста и не нарушает логики действий.
  • За временем следит приложение.
  • История широкая, большой охват персонажей и локаций. Персонажи могут ни как не относится к делу. Лишние могут замылить глаза и отвлекать.
  • Порядок прохождения сценариев может быть любым. Легко посадить нового игрока. (исключение, связанное дело из трёх сценариев).
  • Литературная составляющая маленькая, концентрированная.
  • За вечер можно пройти несколько дел.

Пожалуй, я бы посоветовал к прохождению и ту, и другую. В каждой из них есть свои плюсы, и свои минусы, а главное — свои отличия, что делает обоих представителей детективного жанра уникальными в своём роде. Единственное, если вам параллельно с детективным расследованием нужна и история, то стоит повернуться в сторону Шерлока Холмса: Детектива-консультанта и Тайн Аркхема (я сейчас как раз их прохожу).

Итоги

Игра Место преступления, имея крайний минимум настольных механик, не смогла полностью перебраться в мобильное приложение. Так получился полноценный гибрид настольно-мобильной игры, которую оптимально не получится перевести ни на одну из этих платформ. Настольная часть игры нацелена на живую коммуникацию между игроками, а мобильная часть облегчает этот процесс.

P.S. Как и любой детектив, после одного прохождения играть заново в тот же сценарий не имеет смысла. Но это исправляет редактор новых сценариев. Да, автору сценария может быть не так интересно его же проходить, но если таких энтузиастов наберется много… Мне, как любителю разработки игр, такая возможность очень интересна. Если это интересно и вам, редактор можно скачать на официальном сайте издательства Lucky Duck Games (ссылка). Там же автор в нескольких видео, рассказывает, как пользоваться этим редактором.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s