Детектив. Фанфик о современном расследовании. Обзор игры

Обзор игры Детектив. Игра о современном расследовании/ Detective:
The Modern Crime 
Board Game.

Знаете, бывает мне очень тяжело придумать название статье. И она из-за этого с недельку висит в черновиках, дожидаясь более подходящего. К Детективу у меня появлялись названия после каждого пройденного дела. «Зачем книге-игре доступ в интернет?» ;»Если бы Донцова была геймдизайнером»; «Дело о литрах кофе»… Присмотреться, и будет видно, что все они так и пытаются съехидничать, съязвить в отношении игры. И это не просто так.

В 2018 году на российский рынок настольных локализаций напал бум детективных игр. Шерлок Холмс консультант-детектив, Тайны Аркхема, Место преступления, Детектив, Элементарно… С тремя играми из этого списка я знаком очно, но полностью прошёл пока только одну — Детектив, игру Игнация Тшевичека, Якуба Лапота и Пшемыслава Рымера, локализованную издательством Gaga Games.

Обзор игры

Игру представляют нам как инновационный детектив, в котором игрокам придётся обращаться не только к помощи карт и специального сайта, но и к просторам интернета. Youtube, Google, Wikipedia… Здорово, ожидается что-то интересное! Но сперва посмотрим на компоненты из коробки.

А смотреть в самой коробке разрешают мало на что. В простоватом органайзере лежат колоды карт — всего пять штук, по одной на партию. Их нельзя рассматривать раньше времени, да и во время самой партии игрокам следует остерегаться лишнего текста карт, который то и дело лезет на глаза. Если сравнивать её с книгами-играми, то избегать спойлеров получается легче.

Вне партий смотреть можно на жетоны, на тайлы детективов/консультантов, на поле… всё это — не самая информативная штука. Тем не менее, эти компоненты задают правильную атмосферу перед партией: даже зиплоки здесь лежат фирменные, с логотипом детективного агентства Антарес.

Поэтому можно рассмотреть сайт, на который предлагают зайти с самого начала знакомства с правилами. Он представляет собой базу данных, в которой можно по запросу найти всю самую важную информацию о людях, местах, старых делах, сравнить ДНК, отпечатки пальцев или вещественные улики. Работа над сайтом проведена действительно большая — мы можем получить там информацию даже о самых неожиданных элементах.

Правила Детектива можно рассказать за 5 минут. От одного до пятерых детективов раскрывают дело сообща, используя не столько игровые компоненты, сколько личную логику и дедукцию. В результате совместных решений игроки открывают для себя новую информацию, осваивают её и делают выводы. И далее, в этом же ключе.

Начинают игроки с того, что выбирают себе персонажа. Каждый детектив имеет особенную черту, которая отличает его от других. Один может использовать жетоны влияния, вместо навыков; другой пишет отчёты усерднее остальных… Кроме того, у каждого из детективов продвинут свой собственный навык. Навыки и влияние представляют из себя общий пул жетонов. Если за столом меньше пяти игроков, оставшиеся тайлы детективов переворачиваются на обратную сторону. К делу присоединяются консультанты, которые добавляют жетоны навыков, но не имеют уникальных способностей.

Логично будет во время партии разделить обязанности между игроками не только способностями, но и обязанностями. Как советуют авторы, один пусть сидит за компьютером, другой за записями, третий за чтением карт, четвертый мониторит за всеми, пятый готовит кофе…

Каждое дело представляет собой колоду пронумерованных карт-зацепок. Эту колоду нельзя просматривать, листать или перемешивать — иначе можно преждевременно узнать лишние сведения. Вы не сможете посмотреть все карты даже завершив дело. Во-первых, потому, что время на расследование ограничено, и необходимо будет выбирать, по какой зацепке направляться. А во-вторых, потому что полученная информация может быть важной для следующих дел, ведь все пять базовых дел связаны одной нитью. Познакомиться со всеми картами можно только в одном случае: если вы уже прошли кампанию и больше не собираетесь этого делать (я так и сделал).

Кстати, про время. На каждое дело отведено разное количество дней. Каждый день мы начинаем с инструктажа в штаб-квартире, из которой можем поехать «на все четыре стороны»: в здание суда, полицейский участок, лабораторию или на выезд. Каждое перемещение отнимает у игроков один час плюс количество часов, указанное на карте-зацепке. В итоге получается, что за рабочий день можно просмотреть не так уж и много карт. Но в Детективе есть фишка, которой обделены другие игры-расследования. На поле имеется трек времени, отображающий не только рабочее время, но и остальную часть суток. И при желании, детективы могут расследовать дело сверхурочно, получая за это жетоны стресса. По ним тоже есть лимит, так что лучше не переусердствовать, иначе придётся закончить игру раньше времени.

Основное действие игроков в течение дня это исследование зацепок. Эти карты не только показывают время, потраченное на неё, но и дают основную пищу для размышления. Они могут отослать игроков на сайт Антареса, что бы посмотреть файлы, допросы или досье, намекнуть на информацию в интернете или предложить узнать чуть больше за трату определенного навыка. Здесь, кстати, тоже заковырка — потратив необходимый жетон можно так ничего и не узнать. Такие тупики поджидают и тут и там, поэтому тратить жетоны чаще всего надо с умом. Но иногда, именно на оборотной части скрываются так необходимые крохи информации.

Кроме пищи для ума, игроки получают более существенные доказательства и улики. Их можно проверить и сравнить в базе данных благодаря механике сигнатур. Каждой улике присваивается 12-тизначный код, который в базе данных автоматически сравнивается с уже имеющимися. Так, отпадает необходимость запоминать сложные коды, Антарес всё сделает за вас.

Когда время подходит к концу или количество жетонов стресса достигает критического максимума, игроки должны закончить дело и заполнить итоговый отчёт: ответить на вопросы по делу и узнать результаты расследования.

Впечатления

Сразу скажу, восторга от игры наша компания не получила. Этому причиной была и наша ошибка (не в правилах), и игровые моменты. Авторы в начале правил советуют не играть в плохом настроении, спешке или при других обстоятельствах, которые не позволят в полной мере насладиться игрой. И именно здесь мы напортачили.

Первое дело мы проходили вчетвером, и один из игроков уже проходил кампанию до этого. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК! Мы подозревали его в большинстве предложений, ведь:

  • нас ведут туда, потому что знают, что туда надо;
  • нас уводят в сторону, потому что не знают, что там или «просто интересно».

В это же время тому самому игроку было скучно. Играть второй раз в Детектива действительно не имеет смысла, кроме того, впечатления испортятся у всех. А ведь именно первое дело включает в себя завязку и должно захватить всех игроков! Здесь хватает и поисков в интернете, и дедуктивных догадок, и кризиса времени.

Второе дело мы проходили вчетвером, и один из игроков НЕ проходил первое дело. Теперь было место ситуациям, что наши обсуждения были совсем не понятны этому игроку. И вот, приходится рассказывать, что было в прошлом деле, как мы на это вышли и к чему отсылка в этом тексте. То есть сквозной сюжет довольно сильно привязан к делам, и «садиться в машину на ходу» — не хорошая идея. Об этом предупреждали в правилах, но была надежда на то, что связь будет поменьше. Увы.
Более того, само дело — расследование убийства (это не спойлер, условия задаются в самом начале дела), в котором интернет-поисков самый минимум (а ведь именно он здесь главный герой).

И так, остальные дела мы проходили уже вдвоём (втроём, включая жену, но ей игра не понравилась с самого начала, поэтому она была чисто наблюдателем). Этим составом мы прошли самые динамичные и захватывающие дела этой коробки. И в таком составе мы натолкнулись на то, что меня и напарника по очереди бесило уже в самом игровом процессе.

Самая весомая моя претензия к «правилу собачки». Если коротко, то в базу данных нельзя вбивать имя (файл или допрос), если перед ним нет символа @. При этом физически этому ничто не мешает. То есть, если имя есть, и дедукция подсказывает, что об этом человеке можно узнать в базе Антареса, то Техник с легкостью может это сделать. Но разрешение на это он получает только если есть @. И это откровенно бесит.

Здесь я на миг отойду к другой детективной игре. Место преступления — тоже новинка, предлагающая инновационный процесс — в дело включается мобильное приложение, выполняющее часть работы за нас. Оно следит за временем, при желании сыщиков связывает улики и людей, выдаёт информацию, а завязано всё на QR-коды. К сути: в Месте преступления игроки не могут раньше времени узнать о имени, которого у них нет.

Да, то же самое можно сказать о картах. Их тоже можно посмотреть и никто тебе по рукам не даст (кроме совести). Но погодите, просмотр зацепки тратит внутриигровое время. В то время, как интернет-серфинг времени не тратит. И от наглого вбивания имени не защищает ничего. Надо было тогда сделать более сложным поиск имён в базе, пожертвовав толикой реалистичности. К «собачке» были ещё претензии, но они уже со спойлерами. Однако суть та же — мы знаем, что и как искать, но нам запрещает это делать отсутствие собачки. Приходится тратить время не на расследование, а на поиск этого символа.

Второй весомый минус игры — литературная составляющая. Вспоминаем, возможное название «Дело о литрах кофе» появилось не на пустом месте. Кофе здесь, наверное, на каждой второй карте-зацепке. И это не придаёт атмосферы, а вызывает *facepalm*. Да, игра не зря имеет карточную базу с интернет-отсылками: до книги это творение не дотягивает.

Самый примечательный момент кампании: накопилось у нас несколько зацепок, ведущих в здание суда. Мы посвятили суду целый день, который протекал так: приехали, сдали значок и оружие, поднялись, запросили, пошли пить кофе, поднялись, получили кроху данных, зачем-то уехали, сделали круг, приехали, сдали значок и оружие, поднялись, запросили, пошли пить кофе… На каждой карте детали и последовательность могли меняться, но тем не менее, это был «крайне увлекательный день». Кроме того, в процесс напрашивается какая-то экономия игрового времени и игнорирование некоторой части текста. С этим легче справится приложению, как в Месте преступления, но здесь мы имеем работу только с сайтом.

Кстати, играть в Детектив и работать с базой данных Антареса, удобнее будет с компьютером или планшетом, вряд ли со смартфоном. Это не минус и не плюс, просто важное примечание.

Нет, не смотря на эти весомые минусы, игра не такая плохая (Что-то же нас подтолкнуло к прохождению всей кампании!), как вам могло показаться. В игре сильна важнейшая, детективная составляющая. Без неё игра была бы своеобразной альтернативой Агентству В.Р.Е.М.Я (и нет, это не комплимент). В одних делах приходится сильно напрячь мозги, изучая Википедию или Google-карты, в других необходимо провести логическую цепь между составляющими дела, и отмести не нужное. Иногда, до ответа на вопрос следует именно додуматься: ни на картах, ни на сайте вы не сможете найти прямого ответа.

Это оправдывает большую долю минусов, и позволяет мне смело рекомендовать игру тем, кто хочет поломать голову, как в любимых детективах. Готовьтесь, что пять дел — это просто пять глав одного дела, и проходить их крайне желательно одной и той же компанией, а после прохождения — смело давайте друзьям и не мешайте им получать удовольствие от расследования своим присутствием.

Детектив. Фанфик о современном расследовании. Обзор игры: 3 комментария

  1. Кэп, ты? «Первое дело мы проходили вчетвером, и один из игроков уже проходил кампанию до этого.» В детективной игре, Карл! Вот где фэйспалм. Существует ли что-то более очевидное? «Мы взялись за руки и засунули гвоздь в розетку. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!»

    А вообще никогда не понимал приверженцев секты святого Игнация и его Портала. Да, чувак старается, ищёт что-то свежее и новое (или слизывает с других трендов, но сейчас не об этом), но игры у Портала, кроме уникальной Новой Эры, выходят имхо исключительно умеренно посредственные. А уж если правила писал сам Тшевичек, то совсем беда.

    Нравится

    1. Знаешь, со стороны это конечно очень тупо выглядит. Но когда мы садились, были надежды 🙂 Видимо, хотелось проверить — насколько реально пройти дело другим путём.
      В приверженцы Портала и Тшевичека себя не вписываю, ибо даже от Новой Эры не тащусь, но в защиту Детектива — правила у неё такие простые, что он не смог напортачить.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s