Итоги челленджа (7) — Нации проносятся Сквозь века. Часть вторая

Впечатления после 10 партий в Сквозь века: Новая история цивилизации/Through the Ages: A New Story of Civilization  и Нации/Nations с дополнением Dynasties.

Это вторая часть статьи, начало которой здесь. В этой части будет впечатление от игры «Сквозь века: Новая история цивилизации» и сравнение её с «Nations».

После первой партии в «Сквозь века» впечатления были сомнительные. Её длительность смущала больше всего. Многие из компании отказывались играть в неё, выбирая вместо этого пару игр покороче. Поразмыслив, я даже продал свою коробку. И только потом, объявил челлендж (логики в этих действиях никакой). А по итогам, вообще признал её лучшей стратегией.

Сквозь века: Новая история цивилизации

«Сквозь века: Новая история цивилизации», локализованная в России издательством Gaga Games, является уже второй редакцией игры, переработанной и улучшенной. В старую версию я не играл, но именно её, в своё время, полюбила основная масса игроков. Со старым артом, который… несколько уступает новой версии. Да, если сравнивать, и Нациям тоже.

Но новая версия выглядит куда приятнее. Правда, личная претензия у меня есть и здесь. Размер каждого из полей в игре ни к чему не привязан, и это вызывает сильный диссонанс. Почему нельзя было сделать их одинаковой ширины? Или высоты? Ведь каждое из полей, кроме рынка карт, представляет собой один из треков. Да, под них сделали чудесный органайзер, но не от его размеров же отталкивались издатели? Но это просто мой субъективный взгляд на внешний вид.

В этой игре вы развиваете свою цивилизацию, строите чудеса света, наращиваете военную мощь, изучаете новые научные технологии и достигаете культурных вершин. Всё это с помощью нескольких стопок карт и личного планшета… Описание подходит как к Сквозь векам, так и к Нации. На первый взгляд, здесь всё очень похоже, но отличий больше, чем кажется.

В обеих играх партия делится на несколько эпох, от античных времён до относительной современности. Но в «Сквозь века» в игру выходят все карты возможных технологий. Нет, от этого игра не становится однообразной, ведь каждый раз они выходят в разном порядке. А приобретаются они куда реже, чем в Нациях.

Всё из-за того, что у игр отличается структура самого хода. В то время, как Нации разделены на 8 раундов, в течении которых игроки делают микро-действия, в этой игре раундов как таковых нет. Здесь игроки в свой ход делают всё, что могут сделать: приобретают карты, выкладывают их рядом с планшетом, отправляют людей на работу. Возможности игрока ограничены только наличием кубиков: населения, ресурсов, военных или гражданских действий. В самом начале игры их не так много, однако в процессе партии меняется государственный строй, а с ним и количество действий. Это делает ход игрока несколько длиннее, чем хотелось бы. Не редко игроки шутят, что между своими ходами успеешь сыграть в какой-нибудь филлер/ сходить покурить/ поужинать/ посмотреть сериал/ выберите свой вариант.

Иногда это серьёзная проблема, потому что такая длительность хода растягивает саму игру. Особенно, максимальным составом. Не все готовы посвящать пять часов за столом одной и той же игре. У меня нашлась такая компания, но это скорее исключение из правил. Из-за этого многие рекомендуют играть в Сквозь века втроём. Да, игра становится быстрее, но некоторая доля эпичности теряется. Хотя играть в неё можно и вдвоём, тогда партия превращается в прямолинейный конфликт. Правда, в этом варианте из игры выбывает такой вид карт, как «пакты». И… ничего не меняется! В нашей компании пакты — бесполезная штука, которой никто не пользуется. Да, возможность заключить мир, а не войну в такой игре — хорошая деталь. но желания этого сделать никогда не возникает. Во-первых, потому что всегда есть действия, привлекательнее этого. Во-вторых, потому что пакты, как и другие карты политики, приходят в руку случайно и не всегда вовремя. Если вывести их в отдельный этап политики, может быть пакты были бы популярнее. Но это всё фантазии на тему, пока же играем как есть.

Вообще, к фазе политики здесь больше всего вопросов. Случайный приход карт здесь может как вызвать множество агрессивных выпадов, так и вполне мирное сосуществование. Иногда, когда у тебя военная сила сильно продвинута, даже обидно, что на руку не идут карты агрессии. В то же время, самого слабого от таких нападок могут спасти модификаторы военной силы, которые просто «вовремя пришли на руку». С колонизацией та же история. С войной ситуация наиболее справедливая, но опять же она может банально не попасть в руку.

Для тех, кого это не устраивает (как меня), придуманы альтернативные режимы с мирным или военным путём развития. В мирном карт войны вообще нет, но во время смены эпох игроки получают победные очки в количестве своего превосходства над другими. В военном же игрокам не обязательно ждать, когда на руку придёт карта войны, они любую карту политики могут разыграть, как «войну за культуру». Оба режима мне показались интересными, но я не играл ни в один из этих вариантов. Всё ещё впереди.

Тем не менее, наличие фазы политики делает взаимодействие между игроками более регулируемым, чем в Нациях. Там всё взаимодействие было завязано на карты событий, войны и сравнение показателей. Событие могло отнять что-то у меньшего/меньших, ничего не давая большему, или наоборот, дать большему, не трогая меньших. Здесь мы тоже сравниваем показатели, но только тогда, когда игроки это спровоцируют. Агрессии и войны в Сквозь века более конкретны: проигравший теряет, победивший получает (чаще всего, столько же).

В остальное время игроки стараются увеличить прирост культуры, ведь именно очки культуры являются победными. В отличие от Наций, здесь более наглядны фавориты и аутсайдеры, разбег на треке иногда очень большой. Но случается, что события третьей эпохи, вскрываемые после партии, неожиданно меняют расклад. Самая памятная партия: два игрока всю игру шли впереди планеты всей, боролись за первое и второе места, но после карт событий оказались на втором и четвёртом. Во время партии они, однако, угнетали своим приростом культуры, так что бывали моменты, когда хотелось капитулировать.

Кстати, интересное геймдизайнерское решение. Капитуляция — возможность покинуть игру раньше времени без вреда для остальных. Представьте, что вы идёте на победу, и неожиданно один товарищ должен покинуть стол. Обычно это заставляет свернуть игру, не доиграв партию (чего лично я крайне не люблю). В Сквозь века же оставшиеся игроки доигрывают, так как это предусмотрено правилами. Особенно актуально в многочасовых партиях, когда аутсайдер не может терпеть ещё несколько часов унижения, которое вызвала чья-нибудь комбинация.

А здесь такая не одна. Связок между лидерами, чудесами и технологиями здесь много. Они довольно разнообразные, и каждая уместна в тот или иной момент. В них заложена вся суть игры. И если одни из карт прямолинейно указывают на свою комбинацию, то до других надо додуматься/подготовиться. Тадж-Махал лучше приобретать во время смены лидера, Робеспьера брать перед революцией, а Чаплина — если только развивал театры. Под каждую карту имеются ситуации, когда они полезны и наоборот. И нет той комбинации, которая безоговорочно принесёт победу хозяину.

Ещё одно отличие от Наций — отсутствие соло-режима. Вместо него, Сквозь века представлены в виде мобильного приложения, которое очень многие хвалят. Хорошая альтернатива для тех, кто хочет сэкономить время, но это не мой вариант — к мобильным версиям настолок я отношусь скептически.

Дополнений у этой игры ещё нет — её сразу выпустили полноценной. Но, сейчас в разработке «Лидеры и чудеса», которые не кажутся маст хэвом, но точно внесут разнообразия в игру. Ничего не жду от этого дополнения, потому что базовой игры вполне хватает. Те же Нации без Династий многое теряют.

Итоги

По итогам челленджа Сквозь века заняла заслуженное место в моём топе игр. В каждой партии возникало что-то необыкновенное, запоминающееся. Влаадя Хватил молодец, он сделал крутую игру, которая не включает в себя крутых миниатюр (как сейчас заведено), но при этом эпична и волнительна.

Однако игроков, которые готовы посвятить свой вечер партии в Сквозь века меньше, чем тем же Нациям. В первую очередь, решает длительность игры. Поэтому я не жалею, что продал свою коробку — по экземпляру игры лежит у нескольких друзей, и при случае мы сможем собраться в Сквозь века с ними. Остальное же время, с другими товарищами, мы посвятим играм или по-меньше, или наоборот, по-глобальнее.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s