Итоги челленджа (6). Нации проносятся Сквозь века. Часть первая

Впечатления после 10 партий в Сквозь века: Новая история цивилизации/Through the Ages: A New Story of Civilization  и Нации/Nations с дополнением Dynasties.

Одним из этапов челленджа была битва двух крутых цивилизаций. После первых партий, ещё до вызова, по впечатлениям Nations была принята лучше, чем Сквозь века. Но вызов смог поменять мои взгляды.

Хотел написать одну статью, посвящённую сравнению этих двух игр, но текста получается слишком много. Поэтому разделю её на две. Это первая часть, посвящённая Нациям.

Nations на нашем игровом столе появилась в 2016, Сквозь века — весной 2017, так что до челленджа мы уже успели в них поиграть.

Тогда, Нации показались лучше, а в Сквозь века негативно воспринялись следующие элементы:

  • Абстрактность личного государства;
  • Перегруженная возня на планшете (фидлинг);
  • Долгое ожидание хода;
  • Участие всех карт на рынке.

Данные претензии были выдвинуты именно после нескольких партий в Нации. Но, за год вызова, моё отношение, как минимум, к последнему пункту поменялось полностью.

Nations + Dynasties

Nations, вышедшая в 2013 году издательством Lautapelit.fi, была сразу заявлена как игра «по мотивам» Through the Ages. В 2015 году к ней вышло дополнение Dynasties, которое дополнило процесс некоторыми полезными элементами.

Так получилось, что в момент моего знакомства с Нациями, дополнение уже расположилось в коробке. Без него партия случилась только года через два, когда я показывал игру жене. Поэтому я не буду разделять впечатления от чистой базы и от дополнения. C Династиями игра многограннее и глубже, без них в Nations лучше играть только обучающие партии, не более того.

Нации — игра про развитие собственной цивилизации, в течение четырёх эпох игроки совершенствуют собственный планшет и тем самым, зарабатывают победные очки. Основные механики игры здесь завязаны на карты и личные планшеты игроков, никакой карты мира или её замены здесь нет — в этом она похожа на своего вдохновителя.

Но, до Nations, из цивилизационных игр я знал только Civilization Сида Мейера, с которой они сильно различались. Построение карточного движка, который из раунда в раунд обеспечивает игрока победными очками и ресурсами на дальнейшие улучшения, никак не похож на процесс Цивы — захват территорий, постройка городов, развитие культуры и торговли между нациями. Однако, именно в Нациях эволюция твоего государства показалась реализованной более натурально.

Все игроки развиваются параллельно, подстраиваясь под действия соперников. Специально для этого каждый раунд разделён на микроходы, игрок может либо купить карту, либо выставить на неё рабочего, либо провести другие, столь же мелкие манипуляции. Всё совершается достаточно быстро и динамично, пока игрок не почувствует, что его механизм барахлит. Такое происходит довольно часто, и в этом заключается вызов: настроить движок раньше, чем остальные ускачут далеко за горизонт.

В игре три параметра (книги, война, стабильность) и три вида ресурсов (деньги, еда, камни). Всегда, покупая новые карты производства с рынка карт, необходимо помнить о возможных последствиях. Без книг вы будете дарить победные очки соперниками, без военной силы — проигрывать в войне, без стабильности — страдать от событий, без камня — не сможете развивать производство, без еды — нечем будет кормить рабочих, а без денег — не купить новых карт. Надо крутится так, чтобы поддерживать все эти параметры на плаву.

Но не всегда это получается. Карт в колодах каждой эпохи очень много, на поле в течении партии появляется около четверти из каждой колоды. С одной стороны, это хорошо влияет на реиграбельность игры. С другой стороны, иногда карты могут лечь крайне несправедливо. Я был участником в партиях, где на поле не появился ни один лидер, или улучшенное производство какого-то ресурса досталось одному игроку, а другие так и не дождались. Может появиться масса чудес света, на которые просто не хватит архитекторов, а может — несколько войн, которые в итоге никому не повредят. В первых партиях этот элемент мне нравился, а ближе к десятке — разочаровал. Не то что бы он плохо реализован, но в такой стратегии хотелось избежать влияния случайности на твои планы.

Фотография постановочная, но ситуация при странном стечении обстоятельств вполне возможна.

Здесь же игроков толкают больше к маневрированию в поставленных условиях, чем к далёкому планированию. Нет, само по себе это не плохо, и встречается во многих играх. Но из-за одного прихода карт игра может получиться как яркой и сочной, так и скучной. И если партия вдвоём займёт час, и можно потерпеть, то партия впятером займёт под три часа, и в таких условиях можно приуныть.

Вкупе с этим, к тактическому подходу толкают асимметричные планшеты наций. Есть базовый набор наций, который ничем не отличается, но интереснее играть на продвинутой стороне или нациями из дополнения. Они как бы сразу говорят — одинаково идти вам не имеет смысла. Асимметрия наций — это один из элементов, который мне очень нравится в этой игре.

От количества игроков сильно зависит то, как работает трек книг. Вообще, этот элемент самый мутный: он одновременно и показатель (во время смены эпох), и ресурс (если надо тратить ресурсы, можно потратить книги). При игре максимальным составом трек книг надо развивать обязательно, потому что, сохраняя первое место на нём, можно заработать минимум шестнадцать очков (на деле окажется больше, потому что каждые десять единиц всего превращаются в конце игры в одно победное очко). И это не сравнится с четырьмя очками, которые можно заработать при игре вдвоём. Книги дают не хилое преимущество в большой компании, но в малой они становятся бессмысленны. Да и играть, опираясь на них, как по мне, скучновато.

Всегда хочется отличиться от остальных продвинутыми чудесами света, исключительной военной силой или стабильностью. Вот только здесь нас ожидает ещё одно разочарование. Военная сила в этой игре имеет влияние на очередность хода, преимущество в событиях и возможное объявление войны (если выйдет на рынок). Но даже от объявления войны лично они ничего не получают. Часто войну объявляют именно самые слабые, чтобы просто ничего не потерять. Прямые же конфликты между игроками вообще отсутствуют. Нет, не такой должна быть военная составляющая игры.

Под конец вызова, чтобы рассмотреть игру со всех сторон, я опробовал и её одиночный режим. По описанию он кажется интересным, правила работы искусственного интеллекта довольно оригинальны. Но тайлы ИИ заменяют карты событий, и поэтому головоломка, которую решает игрок, становится ещё более пресной. Показалось что этого бота можно использовать не вместо, а вместе с событиями, и даже в игре вдвоём. Тогда дуэль станет куда ярче.

Промежуточные итоги

После этого вызова моя симпатия к Нациям остыла. Нет уже тех эмоций что возникали в начале, после партий тяжело вспомнить что-то особенное. Это не делает игру плохой, но конкуренции с игрой Сквозь века она не выдержала.

Однако, она не настолько разочаровала, что бы совсем отказаться от её появления на столе. Её процесс остаётся интересным, а иногда даже серьезно ломающим мозги (в хорошем смысле). Кроме того, знакомых игроков, которым нравятся Нации в моём окружении всё ещё больше, чем тех, кто с радостью сядет в Сквозь века.

Не знаю, на сколько часто получится играть в неё в этом году — много новинок прошлого года требуют себе гору времени и точно заберут его у других продолжительных игр. Но надеюсь, что иногда, собравшись большой компанией, мы всё-таки будем раскладывать Nations. Более того, я думаю что, не смотря на поражение в этой маленькой битве, она будет появляться в этом году чаще, чем Сквозь века. Но об этом я расскажу уже во второй части статьи.

Итоги челленджа (6). Нации проносятся Сквозь века. Часть первая: 5 комментариев

  1. Что-то по вашему описанию не совсем понятно то, что книгами можно менять только недостающий ресурс с потерей 1 очка, что очень дорого и невыгодно

    Нравится

      1. Да это тоже можно сделать =) Мне просто фраза «если надо тратить ресурсы, можно потратить книги» показалась очень большим упрщением, которое может запутать 🙂

        Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s