Настольная игра марафона — 2018

Вот и подошёл к концу 2018 год, второй год моего настольного марафона и первый год полноценной работы этого блога. Самопровозглашенная премия «Настольная игра Марафона-2018» и личные итоги года.

В этом году я сыграл чуть более 400 партий в 130 различных игр (165, если включать дополнения и не включать прототипы). Это всего на пару десятков меньше, чем в прошлом году. Целых 94 игры в этом году были новыми, так же новыми были 24 дополнения к уже знакомым играм. Из всей массы новых (и старых игр) хотелось бы выделить несколько и назвать их «Настольная игра марафона — 2018».

Настольная игра марафона — 2018

Было бы глупо предполагать, что игры из вызова не попадут в мой топ года. Тем более, две из них чётко соревновались за место «лучшей цивилизации». К ним чуть было не присоединилась «Цивилизация Сида Мейера: Новый Рассвет», которая вышла на отечественный рынок этой осенью, но она, не смотря на свои хорошие качества, к цивилизациям, как жанру, относится очень натянуто. И, неожиданно для себя, спустя год я поменял своё мнение по поводу «Nations», поэтому «Лучшей цивилизацией» становится игра «Сквозь века». Она не легка, необходимо пробиться через длительность партии и сложность работы личного планшета. И вызов позволил это сделать. С каждой новой партией я больше проникался игрой Влаади Хватила, даже партии на четверых не так сильно напрягали, как об этом пишут.

В начале года ожидал, что второй сезон»Пандемии», повторит успех первого и тоже войдёт в топ. Но случилось наоборот, и он разочаровал. Мы в него, конечно, доиграли, однако уже не все — одного игрока мы потеряли после половины партий. Игра не смогла стать лучше первой части, в некоторых моментах сильно проигрывая. Зато произошло несколько знаковых знакомств с другими кооперативами: «Gears of War», «Fireteam Zero», «Spirit Island», «Братья по оружию»… Они все не смогли затмить игру «Клинок и Колдовство» которая побеждает в номинации «Лучшая кооперативная игра». Правда, главную роль в этом сыграл режим кампании и важность решений. Так было необычно узнать в конце шестого сценария, что *Спойлер*. Я не ожидал, что этот элемент мне так зайдёт. В 2019 погружусь в него полностью в Мрачной Гавани.

Кстати, «Spirit Island» из списка выше тоже вошёл в топ. Но уже не как кооператив, а как «Лучшая соло-игра». Борьба духов-хранителей острова с колонизаторами так понравилась мне, что я сыграл за каждого из них. Игра может чем то напоминать «Пандемию» — надо убирать фишки с поля, пока они не набрали критическую массу. Но карточный механизм здесь куда изощреннее — со всеми медленными/быстрыми/большими/малыми силами, а главное их комбинациями, очень интересно поломать голову. Именно после неё я стал знакомиться с одиночными режимами других игр, до этого я вообще соло-партии не воспринимал за полноценные.

Но всё-таки, в настольные игры лучше играть с кем-то в компании. Как раз для компаний в этом году вышла игра «Декодер» которую я с уверенностью назову «Лучший игра для подумать в компании». Да, это игра для компании с фантазией и хорошей логикой, её можно даже назвать «интелектуальный патигейм». Её называли убийцей Кодовых имён, но она не убила, а встала плечом к плечу с ней и не покидает вечеринок. Поговаривают, что объявился новый убийца, отечественная игра «Первый контакт», но эта игра упорно прячется от меня, надеюсь, в 2019 году я её опробую.

Большую компанию мы набираем далеко не всегда. Иногда можно хорошо посидеть и вдвоём. С женой мы часто достаём самые разные игры, как чисто дуэльные, так и предполагающие игру вдвоём. Да и с друзьями иногда собираемся ради дуэльных партий. В номинации «Лучшая игра на двоих» могла победить «Кодовые имена. Дуэт», но меня угораздило сесть за «Войну Кольца». Ей можно вдобавок выдать звание «Самая эпичная игра», и она полностью ей соответствует. Она настолько погружает в себя, что после партии я чувствовал: «Я сейчас переписал для себя всю трилогию Властелина колец. А потом перечитал, и пересмотрел». Настолько сильные эмоций от партий получаются не часто.

А вот «Лучшая семейная игра» такой эпичностью похвастаться не может. Зато, она простая и красивая. «Клумба» захватила мой топ не только цветочками, но и занимательным процессом, который одновременно прост для детей и их родителей, и интересен более заядлым настольщикам. Вдвойне приятно, что это игра российских авторов — эволюция отечественных игр на лицо.

Традиционно, в дорогу я выбираю что-то маленькое и приятное, что бы потом назвать это «Лучшей игрой в дорогу». В этом году такой игрой стала «Castles of Burgundy: Dice Game». Это первый представитель жанра roll-and-write, с которым я познакомился, и у неё определённо есть минусы, но если вы едите на заднем сиденье авто, а до города вам ещё ехать пару часов — она выступит хорошей альтернативой созерцанию пейзажей за окном. После неё я познакомился с другими представителями жанра — «Qwixx» и «Ganz Schon Clever», не смотря на то, что они лучше механически, их в дороге раскладывать не так удобно — как раз из-за механик с кубами.

Не знаю, как отметить, поэтому надуманную награду «Лучшая игра про Ктулху» в этом году получает «Ужас Аркхема LCG». Причём игра вырвала эту премию у «Таин Аркхема» и «Ужаса Аркхема (3 редакция)». Всё потому, что от живой карточной игры я совершенно ничего не ожидал, а получил интересный подход к любимому миру. Механики LCG (живых карточных игр) мне кажутся довольно абстрактными, но в купе с сюжетом они преобразились и грамотно вписались в игру. Проиграть в партии в принципе не возможно (возможно пройти её из рук вон плохо), сюжет всё равно будет развиваться далее — но с последствиями. И опять, подкупил режим кампании. Сил и хороших продаж HW, что бы они продолжали эту линейку и далее в таком же темпе.

Звание «Лучший америтреш» в этом году получает игра «Conan». Я дважды делился своими впечатлениями от игры в этом блоге, поэтому третий раз будет коротко — механика кристаллов и простейшие кубы делают из игры амери-боевик с тем самым Шварцнеггером в главной роли. Даже по длительности партия занимает примерно то же самое время.

Звание «Лучший евро-гейм» по праву достаётся «Конкордии». Ласерда до Самары не доехал, а вот Гертс очень даже. И с Солью, и с остальными полями. Игра, при своей простоте, очень глубокая. Грамотный мендежмент своей колоды, своевременный розыгрыш и оборот карт — всё это надо продумать, подсчитать выгоды и времени на это не так уж много. А потом выложи карту,выполни действие, передай ход. Гениальное в простоте!

Но Конкордии не хватило сочности, как и Конану стратегичности, что бы стать «Лучшей игрой года». Не могу точно сформулировать, чего хватило «Покорению Марса», но именно ей достаётся эта награда. Честно, относительно чётко сформировав впечатления после всех игр вызова, я так и не смог выразить их только к этой игре. Хоть в новый челлендж её записывай. Точнее, я знаю, что мне нравится буквально каждая партия в «Покорение Марса». Я подсадил на эту игру в этом году человек пять точно. Но за что она мне нравится — я выделить не могу. Единственное, что, я не проникся соло-режимом в ней, но это не страшно, так как всегда на игру находится компания. Кажется, без вызова мы сыграли бы в неё даже больше десяти партий.

Личные итоги года

2018 год был ознаменован годом челленджа «10×10», который я, к сожалению, провалил. Провал — тоже результат, которому я могу найти оправдания (объявил в феврале, все игры среднего и тяжелого уровня), но лучше просто сделаю выводы. Я выполнил вызов на 8 из 10, а по количеству партий — 93 из 100. В играх, которые мне не поддались — «Момбаса» и «Рококо» — я совсем не разочарован, и готов в них играть дальше. А вот «Цолькин: Календарь Майя» покинет мою коллекцию. В следующем году я тоже поставлю перед собой цель, возможно, снова челлендж, но к играм в списке я подойду основательнее.

Год получился не лёгким. Столько новых игр появляется, что все их опробовать просто не успеваешь. Да и не хочется пробовать все — не просто же так я объявлял себе этот вызов. Но на рынке настольных игр творится что-то невообразимое — в битве между Crowd Games и Lavka Games за самую «вкусную» локализацию Hobby World просто помахала «Twilight Imperium 4» и «Gloomhaven» (и ещё десятком интересных игр), установив новую высоту, которую просто так не взять. Gaga Games незаметно издаёт хиты, после знакомства с которыми я жалею что их не взял. Кроме уже известных издательств всё появляются и появляются новые.

Российские авторы тоже не сидят на месте, Юрий Ямщиков на Игроконе презентовал аж 4 изданных игры, а Америку и Европу уже захватил «Смартфон Inc.» Ивана Лашина. А самарская студия «Red Hex» медленно, но верно идёт к изданию игры «Гравитация. Парящие острова».

Не могу представить, что ждать от следующего года, но уверен, что он будет не менее насыщен, чем этот. За год я стал более уверенно писать и делиться впечатлениями почти не пересказывая правила. Сделал постоянной линейку отчётов со встреч ГРаНИ_Самара, где можно будет в последствие отследить эволюцию игр нашего сочинения. Начал линейку статей о настольных местах в различных городах «в помощь настольщику-путешественнику». Съездил на Игрокон-2018 уже в качестве прессы.

Но блог молод, не популярен, и комментируется крайне редко, что не может не расстраивать. Хотелось бы получать хоть какой-нибудь отклик от читателя, что бы знать куда развиваться дальше. Есть несколько людей, которые делают это на прямую, и им я бы хотел сказать огромное спасибо!

Всех Вас поздравляю с Наступающим Новым годом, что бы на столе появлялись только хорошие новинки и игры, проверенные временем! И, повторяя прошлогоднюю фразу, может быть кто-нибудь из вас в следующем году тоже присоединится к моему Марафону настолок!

Настольная игра марафона — 2018: 2 комментария

  1. Спасибо за марафон настолок! Его влияние, возможно, малозаметно, но существенно. С наступающим настольным годом!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s